Проектирование контрольных приспособлений: Методические указания по проведению практических занятий, страница 2

п/п

Вид работы

Время мин

1

2

3

4

5

Контроль посещаемости, напоминания темы занятия

Пояснения преподавателя

Решение типовых задач

Самостоятельное решение задач при консультации преподавателя

Подведение итогов занятия, ответы на вопросы, объявление темы следующего занятия

5

7

10

65

3

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Студентам раздаются таблицы (табл. 3.1.)

Таблица 3.1

Номера таблиц, используемых при выполнении заданий

№ темы

№ задания

№ таблиц

1

2

3

1,2

3,4

5

6

П 2.1; П2.2; П 2.3; П 2.4; П 2.5; П 2.6;

П 2.7; П 2.8

П 2.7; П 2.8; П 2.9; П 2.10

Преподаватель поясняет материал (см. П.4) и решает типовые задачи. Затем студенты получают задания (см. прил. 1) и самостоятельно выполняют их. Решения записывают в таблицы (см. П. 4). Преподаватель указывает на допущенные ошибки каждому студенту индивидуально.

При необходимости уменьшить длительность занятия всем студентам выдаются одинаковые задания. Затем студенты вызываются к доске, они зачитывают свои записи, преподаватель в случае необходимости указывает на допущенные ошибки, а группа их исправляет.

4. ПОЯСНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Машины, приборы, механизмы и другие устройства состоят из совокупности деталей, которые определенным образом расположены и соединены между собой. Понятно, что нужно получить, изготовить эти детали. Для их изготовления необходимо иметь представление о материале, термической обработке, размерах, качестве и расположении элементов (поверхностей) деталей, о характере соединения с другими деталями в устройстве и др. Эти сведения получают при изучении чертежа детали и устройства (изделия). Поэтому цель занятий по дисциплине «Проектирование контрольных приспособлений» - научиться читать чертеж.

4.1. Основные сведения о размерах и сопряжениях

в машиностроении

При изучении чертежа детали, интересующие нас сведения, будем записывать в таблицу (табл. 4.1). Начертим эту таблицу. В шапке поместим чертеж, а в ее строках соответствующие характеристики элементов детали.

Вначале познакомимся с некоторыми терминами. При соединении двух деталей (рис.3), входящих одна в другую, различают по функциональному назначению охватывающую и охватываемую поверхности. Такие детали называют сопрягаемыми. Сопрягаемые детали могут быть ограничены поверхностями (элементами) различной формы – цилиндрическими, коническими, плоскими, винтовыми. При этом охватывающая поверхность носит условное название отверстие, охватываемая – вал.

Поверхности деталей характеризуются размерами. Размер – это числовое значение линейной величины (диаметр, длина и т.п.) в выбранных единицах измерения. На чертежах, как правило, размеры указываются в миллиметрах.

При обработке деталей по одному и тому же чертежу размеры одних и тех же поверхностей отличаются друг от друга и выполняются в заранее установленных пределах. Различают номинальный, предельный и действительный размеры. На чертежах для удобства указывается номинальный размер поверхности, который служит началом (нулевой линией) отсчета отклонений, а каждый из двух предельных размеров определяется по его отклонению от этого номинального размера (рис.1).

В нашем примере – размер Æ, номинальный размер 10, а +0,2 и –0,1 отклонения.

Таблица 4.1

Задание 1. Анализ размеров чертежа и годности

действительных размеровÆ