Особенности самостоятельного изучения курса "Теория резания". Базовая терминология теории резания

Страницы работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Теория резания в комплексе изучаемых дисциплин является первой профилирующей дисциплиной и представляет собой своеобразный мост, соединяющий общетеоретическую подготовку со специальной подготов­кой инженеров-механиков. Это и определяет её важность в деле подготов­ки специалистов, связанных в своей практической деятельности с металло­обработкой, т. е. технологов и конструкторов различных отраслей маши­ностроения.

От успешного освоения всех важнейших вопросов и понятий курса теории резания зависит восприятие студентами специальных знаний в процессе изучения ими последующих профилирующих дисциплин, что особенно важно в условиях самостоятельной подготовки. В связи с тем, что преподавание курса теории резания в Гомельском госу­дарственном техническом университете имени П.О. Сухого имеет свою специфику, приступая к изучению курса, необходимо внимательно прора­ботать следующий раздел.

1. ОСОБЕННОСТИСАМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ИЗУЧЕНИЯКУРСА

Курс теории резания изучается студентами по следующим этапам:

- самостоятельное изучение курса по рекомендованным источникам литературы и программе;

- прослушивание лекций в условиях кафедры в установленный период;

- выполнение цикла лабораторных работ по курсу в лаборатории ка­федры в установленный период;

-  выполнение в домашних условиях контрольной работы в составе двух заданий по курсу со сдачей их на проверку в установленные сроки (для заочников);

сдача   зачёта   по   лабораторному   практикуму   на   кафедре   в установленный срок;

- сдача и защита контрольных заданий (для заочников);

- сдача экзамена по курсу.

Как видно из приведённых этапов, в основе всего учебного процесса лежит самостоятельное изучение курса. Поэтому остановимся более под­робно на всех особенностях учебного процесса, связанных с самостоятель­ной работой по изучению этой дисциплины.

Курс теории резания в Гомельском техническом университете имени П.О. Сухого излагается на базе разработанных в СССР с участием автора трёх государственных стандартов на понятия, термины и определе­ния в области металлообработки (эти ГОСТы приведены в списке реко­мендованной литературы).

Указанные государственные стандарты внедрены в СССР в 1984 го­ду, а их материалы постепенно проникают в учебники и учебные пособия по курсу теории резания. Однако в этих книгах недостаточно понятно и точно отражено содержание упомянутых стандартов. Этот пробел и лик­видирует используемый на кафедре методический принцип изложения курса теории резания.

Суть этого принципа состоит в том, что весь материал курса теории резания излагается как комплекс общих, чётких и взаимосвязанных поня­тий, свойственных в равной степени любой возможной разновидности об­работки резанием с любой возможной формой режущего инструмента. Эти понятия в ходе изложения материала с целью его закрепления частично показываются (иллюстрируются) на примерах отдельных известных разно­видностей обработки резанием (например, обтачивания, сверления, фрезе­рования и др.). По этому принципу написаны все методические указания автора, строится курс лекций, организуется весь учебный процесс. В этом заключается первая составная часть учебного процесса по теории резания, которую можно было бы назвать общетеоретической частью. Такая обще­теоретическая часть имеется в каждом из разделов и подразделов курса.

Второй составной частью учебного процесса по теории резания, ко­торой можно было бы дать название конкретно-прикладной части, являет­ся практическое применение студентами комплекса изученных в первой части общих теоретических понятий процесса резания на любых конкрет­ных разновидностях обработки резанием и режущего инструмента, в том числе и на таких разновидностях, которые студенты, возможно, видят впервые. Вторая часть студентами осваивается самостоятельно в ходе вдумчивого анализа системы понятий применительно к рассматриваемой разновидности обработки резанием. Этой же цели служат выдаваемые сту­дентам задания, содержание которых изложено в других методических указаниях.

Таким образом, учебный процесс по теории резания имеет в какой-то степени исследовательский характер. Сначала нужно изучить систему по­нятий того или иного очередного раздела курса и хорошо понять её на приводимых в курсе примерах. Затем необходимо перебрать (самостоя­тельно) большое количество примеров конкретных разновидностей обра­ботки резанием и рассмотреть на них все изученные понятия. Только после этого можно будет переходить к изучению очередного раздела курса. По­верхностное изучение или тем более простое чтение материала по источ­никам без активной самостоятельной творческой работы по анализу и применению изученных понятий на примерах почти никакого результата в освоении курса не даст.

Поскольку при такой системе обучения имеются определённые трудности, связанные с отсутствием в соответствующих учебниках по кур­су некоторых материалов упомянутых стандартов, в данных методических указаниях приведён полный комплекс разработанных автором понятий об­работки резанием (базовая терминология) с указанием порядкового номера данного понятия в системе понятий курса, имени термина, буквенного обозначения, а также краткого и точного определения этого понятия (см. следующий раздел). Эта базовая терминология является главным источни­ком изучения материала по теории резания. Для быстрого поиска опреде­ления нужного понятия в конце данных методических указаний приведён алфавитный список терминов с их номерами в разделе 2 «Базовая терми­нология теории резания». Поиск нужного термина следует производить по имени существительному в составе термина (в именительном падеже

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Теория резания
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
123 Kb
Скачали:
0