Обоснование оптимального варианта перегрузочного процесса, страница 4

где   - длительность эксплуатационного периода, сут./нав.;

         - продолжительность одной недели, сут./нед.

        В речных портах применяется пять бригадных форм организации труда на перегрузочных работах:

        - комплексная бригада (КБ);

        - укрупненная комплексная бригада (УКБ);

        - сквозная комплексная бригада (СКБ);

        - хозрасчетная комплексная бригада (ХКБ);

        - бригадный подряд (БП).

        Комплексная бригада (КБ) – бригада, обслуживающая одну технологическую линию на причале и включающая в свой состав крановщиков, водителей автопогрузчиков и портовых рабочих (грузчиков), помогающих формировать или расформировывать пакеты, производить застропку (отстропку) пакетов и выполнять обязанности сигнальщика.

        Сколько кранов на причале, столько и комплексных бригад на причале.

        Достоинство КБ в том, что она имеет малый состав и  хорошую производительность в пределах одной бригады.

        К недостаткам КБ относят невысокую мобильность, неравномерную занятость бригад на причале из-за различной грузоподъемности трюмов, потери времени в переходах на другие операции.

       Укрупненная комплексная бригада (УКБ) объединяет три-четыре КБ в одну. Работает на одном-двух причалах в одну смену.

       Достоинство УКБ в оперативной, быстрой перестановке рабочих бригады в течение смены, более высокая (на 20-25%) производительность труда в сравнении с КБ.

       Недостатки - УКБ работает только в одну смену, не заинтересована в своевременной и досрочной обработке транспортных средств, в подготовке перегрузочных фронтов для других смен.

       Сквозная комплексная бригада (СКБ) объединяет четыре УКБ в одну сквозную бригаду, работающую круглосуточно, из них три УКБ работают в три смены, четвертая УКБ - на выходном.

       Возглавляет СКБ один бригадир, работающий только в дневную смену. Он приходит на 1 час раньше начала дневной смены и уходит на 1 час после окончания дневной смены. Другие смены возглавляют звеньевые.

       Достоинство в том, что СКБ работает круглосуточно, своевременно и досрочно обрабатывает транспортные средства, улучшает качество перегрузочного процесса.

       Заработная плата распределяется с применением коэффициента трудового участия (КТУ).

       По КТУ распределяется от 0 до 2 приработок - часть заработка сверх 100,0 % выполнения комплексных норм выработки и все премии:

       - за перевыполнение комплексных норм выработки;

       - за своевременную и досрочную грузовую обработку судов, вагонов, автомобилей.

       Недостатки СКБ в том, что она не заинтересована в предотвращении поломок и ремонте кранов, погрузчиков, так как не всегда есть возможности сделать постоянное их закрепление за бригадой.

       Хозрасчетная комплексная бригада (ХКБ) работает на базе СКБ, ведет подсчет доходов (доходная ставка перемножается на количество перегруженных за смену грузов) и расходов (на заработную плату, за электроэнергию, топливо, ремонт кранов и погрузчиков, поломки на судне, груза). Часть прибыли идет также на поощрение бригады.

        Достоинства в том, что ХКБ является самой совершенной бригадной формой организации работы докеров-механизаторов, самой производительной, самой дисциплинированной, так как ХКБ ведется полный хозрасчет и заинтересована в максимальной бригадной прибыли.

        Некоторым недостатком (больше экономического характера) является несвойственный для бригады большой численности (до 120 чел.) подсчет экономических показателей, из-за чего не нашел широкого применения.

         Бригадный подряд (БП) предусматривает аккордную оплату за определенный объем работ – за своевременную обработку судна, одного или нескольких вагонов. В случае досрочной обработки предусмотрена премия, в случае простоев сверх норм – штрафы.