Политология как наука и учебная дисциплина. Субъекты и объекты политики. Теория власти и властных отношений. Политическая система общества и ее институты, страница 9

 Виды ценностей:

- порядка

- развития

- равенства

- ценности свободы

Эмоц.- псих. Компонент: ориентация и уст. Граждан (полит. Институты – гос-е, институты президента, гос.Думы), установки на нормативную с-му, полит. События, на отдельные полит. Роли.

2.  Полит. Поведение:

– индивида (свамый непредсказуемый)

 - группы

- общ-ва в целом.

3. Полит. Опыт. (опыт не передается голосованием, он осваивается более 15 лет.)

Типы полит. к-ры:

Алманд, С. Верба выдел. Сл. Типы полит. к-ры:                      КРИТЕРИИ

- ценность

- модел. Поведения

- сп-бы орг-ции власти

1)  Патриархальная полит. к-ра – отсутствие интереса к полит. жижни (не сложилась четкая индустриальная стр-ра: прихожани).

В совр. общ-ве прижожани тоже есть – 10%.

В авторит. Р-ме- прихожане сост. 10%, при перех к демок. Р-му кол-во прихожан уве. – 20-30%.

2) Подданническая поли. Кул-ра

(ориентация на полит. с-му- «мама»- гос-во, а сами не интересуемся)

25-30% граждан совр

80%- авторитарный р-м;

50% - при переходном р-ме.

3) Активистская поли. К-ра или гражданская к-ра

совр. гос-во -60-65%;

авторит. Полит. р-м -10%;

доиндустриальная с-ма 5-7%.

В люб. об-ве отдельной к-ры не бывает, каждое доп. Др. друга.

Кроме этого выделяют промежуточные типы:

1.  Фрагментарная пол. К-ра – отсутствие согласия, договоренности относительно основных ценностей  и принципов пол. Устройства, повышается конфликтность, не желание играть по единым правилам (Латинская Америка, все 90е гг. –России).

2.  Интегрирование поли. К-ры – высокая степень договоренность (консенсус) по оснополитическим вопросам, цивилизированная Форма разрешения конфликтов.

Фун-и поли. Кул-ры:

1)  Идентификация – осознание принадлежности каждого из нас к опр. Соц. группе.

2)  Ф-я ориентации- объясняется смысл полит. явлений.

3)  Адаптация и социализация – навыки поведения для реал. прав.

4)   Интеграция – сохр. Ценностей гос-ва через интеграцию интересов групп.

5)  Коммуникация – вз-е субъектов на основе символов и стереотипов.

2.Политическая социализация

(Тема: (личность) человек и политика)

Полит. социализации – усвоение культ. Ценностей, полит. ориентации, форм поведения в политике, приемлемых для данного об-ва. В рез-те социализации индивиды и группы. (общ-во, преоб-е к опред. Полит. кул-ре, что способствует обеспечение стабильности полит. с-мы).

Выд. 2 типа социализации:

- прямая (первичная)

- косвенная (вторичная)

ПРЯМАЯ – непосредс. Приобретение полит. знаний и установок.

КОСВЕННАЯ с-я- «проекция» хар-ра, детского опыта, окружения на формир. Полит. к-ры.

В соц- ции участ-т и вз-ют несколько субъектов:

1. Социализант, на кого напр. Воздействие

2. Агентуры соц-ции – институты (поли. Партии, СМИ, ОПД, образов. Учреждения)

3. Агенты соц-ции- проводники полит. знаний, активисты, известные полит. деятели.

В пр-се полит. соц-ции выд. 4 модели:

Сист, конф, плюралист, …

ПС в России радикально ликвидировано советская с-ма ценностей.

Новые демократические ценности были представлены элитой сверху и не стали преобладать в массовом сознании. Отсутствие преемственности передачи опыта полит. участия и поведения.

ПС в России в 90е гг. носила стихийный хар-р, основным ее проводником явл. СМИ.

На пр-сс  соц-ции в России серьезные влияния оказ. Эк. условия, кризис с-мы образования…….

Создание нов. Институтов с-ции, отвечающим целям развития российского общ-ва, в переходный п-од приняло затяжной хар-р.