Восприятие цвета зрительной системой человека. Особенности восприятия цвета (Практическое занятие)

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Практическое занятие 1. ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА.

1.1. Цель работы: определение восприятия цветов зрительной системой человека с помощью цветового круга.

1.2. Теоретические сведения. Понятие о цвете. Для физика понятие цвет ничего не значит. Действительно, с точки зрения чистой физики источник цвета или цветной объект может отобра­жаться исключительно в виде кривой излучения, отражения или пропускания спектра. На этих кривых, которые обычно называют спектром, на оси абс­цисс находится длина электромагнитных волн, а на оси ординат — соответ­ствующий уровень излученной, отраженной или пропущенной через фильтр энергии.Для того чтобы говорить о цвете, мы должны объединить два элемента: с одной стороны, излучение (световой эффект), с другой стороны, наблюдателя.

·  Световой эффект может состоять из прямого источника света, из наблю­даемого объекта в зеркальном рассеянном или смешанном отра­жении, из просвечиваемого объекта, подвергнутого сложному освеще­нию от двух разных источников — прямому и косому, или же из лю­бого другого сочетания источников и объектов. Следует добавить к этой схеме понятие, которое часто отсутствует во многих изданиях и описаниях экспериментов: поле наблюдения, которое иногда значи­тельно меняет цветовой аспект объекта.

·  Наблюдатель воспринимает световой эффект как цвет. Вообще невоз­можно говорить о цвете как таковом, речь идет только о воспринимае­мом цвете! Некоторые авторы говорят даже о цветовом облике объекта. Явление цвета, следовательно, зависит от физиологических и психоло­гических особенностей наблюдателя. Все исследования в области ко­лориметрии основаны, таким образом, на определении стандартного наблюдателя. Это определение было сформулировано между 1926 и 1931 годами Международной комиссией по освещенности на основе работ Гилда и Райта (см. § 4.9).

Понятие цвета переходит сразу в область воспринимаемого и оказыва­ется в ракурсе изучения многих наук: физики, психологии, физиологии, фило­софии.

·  Физика необходима для описания спектра излучения источника света и спектра отражения или пропускания света цветным объектом. Мы можем написать основное уравнение сохранения потоков. Надо от­метить, что в этом уравнении потоки не обязательно относятся к види­мым и что любой поглощенный поток испускается в виде излучения, ха­рактеристики которого, в общем, соответствуют излучению абсолютно черного тела той же температуры. Таким образом, черное тело, нагре­ваемое солнцем, испускает главным образом инфракрасное излучение.

·  Физиология будет нам полезной в описании устройства глаза и в проведе­нии опытов. Знание природы фоторецепторов и понимание принципов передачи цветовой информации являются одними из основ­ных аспектов колориметрии.

·  Психология даст понятие о способах восприятия, особенно в том, что каса­ется контраста между цветами, зависимости восприятия цвета от поля наблюдения, явлений адаптации и устойчивости. Гештальт-психо­логи, в том числе Рубен в 1921 году, считали, что любая фигура выделя­ется на заднем плане из общего поля восприятия, в за висимости от от­ношения между фигурой и фоном, которые составляют единое целое, при этом любое изменение одного фактора ведет за собой изменение в восприятии другого.

·  Философия. Гете в начале XIX века посвятил многие годы своей жизни изучению цвета и опубликовал «Трактат о цвете», где он оспорил тео­рию Ньютона, в которой недостаточная роль отведена условиям и на­блюдателю. С философской точки зрения противопоставляются две тео­рии: объективная теория цвета, говорящая о том, что цвет не зависит от восприятия, и субъективная теория цвета, в которой понятия светового эффекта и наблюдателя неотделимы от самого понятия цвета. Первый подход характеризует исследование Дэвида Р. Гильберта «Цвет и его восприятие» («Colorand Color Perception»). Сторонники этого подхода утверждают, что банан останется желтым, кто бы на него ни смотрел и как бы он ни был освещен. Для приверженцев другой точки зрения цвет — это явление, в том смысле, который ему дает Мерло-Понти, ссылаясь, в свою очередь, на труд Канта «Феноменология восприятия». Нам не дано постигнуть предметы в себе, которые Кант называет ноуменами. Мы можем видеть только их феномен. Цветок, который я вижу, напри­мер, никогда не будет цветком в себе, то есть одним и тем же цветком в любое время и в любом месте, от расцвета до увядания. Это явление, ко­торое в равной степени зависит от положения солнца, от угла падения света, от уровня света, от атмосферных условий, от возраста растения, от цветового фона, на котором цветок выделяется, и от характеристик моего собственного восприятия в данный момент, которые зависят от моего угла наблюдения, от моих генов, возраста, физического состояния и психологии. Мы не вправе говорить о цвете цветного объекта, мы мо­жем лишь говорить об опыте, который мы получаем от этого цвета. На этот опыт влияет еще и интерпретация нашим мозгом этого объекта или цветовой зоны. Этот опыт может также зависеть от узнавания форм, то есть банан кажется нам желтым, потому что обычно бананы желтого цвета. В самом начале развития цветного телевидения во время предва­рительных опытов перед камерой поставили натюрморт, на котором была изображена корзина с фруктами. Однажды утром главный инженер с ужасом обнаружил, что банан на картине стал синего цвета. Он пере­пробовал все возможные настройки, до тех пор пока не подошел кпло­щадке и не увидел, что какой-то шутник действительно покрасил банан в синий цвет. Этот анекдот известен на американском телевидении, и даже существует выражение о подобном роде проблем: «Это проблема синего банана!» («That's the problem of the blue Bаnаnа!»).

Похожие материалы

Информация о работе