Аддитивное и субтрактивное смешение цветов, страница 3

Несоответствие гамутов является причиной большого количества проблем уп­равления цветом при переходе от одной системы к другой, особенно от аддитивного смешения к субтрактивному, и наоборот: при сканировании, трансляции фильмов по телевидению, при печати на бумаге, проявке пленки и т. д.

4.7 Дополнительные цвета

Два дополнительных цвета – это такие цвета, которые при аддитивном смешении дают белый цвет. Они расположены диаметрально противоположно на хроматичес­ком круге. Понятие дополнительного цвета необходимо для эстетического равно­весия изображения. Оно также необходимо для колориметрического равновесия при работе с видеоизображением.

Дополнительный цвет к зеленому – это пурпурный. То есть если уменьшить про­порцию зеленого в изображении, то увеличится пропорция пурпурного, и наоборот, чтобы уменьшить пурпурную доминанту, нужно увеличить пропорцию зеленого.

Дополнительный цвет к красному – это голубой. То есть если уменьшить про­порцию красного в изображении, то увеличится пропорция голубого, и наоборот, чтобы уменьшить голубую доминанту, нужно увеличить пропорцию красного.

Дополнительный цвет к синему –  это желтый. То есть если уменьшить пропор­цию синего в изображении, то увеличится пропорция желтого, и наоборот, чтобы уменьшить желтую доминанту, нужно увеличить пропорцию синего.

Дополнительные цвета находятся на диаметрально противоположных позициях на хроматическом круге. Для установщика света, инженера по свету и даже главного оператора обязательным условием являет­ся умение управлять цветом изображений и хорошо разбираться в этих понятиях.

4.8 Законы Грассмана

На законах Грассмана основаны все вычисления в колориметрии. Что касается основных цветов RGB при аддитивном смешении:

1. В колориметрии анализ аддитивно смешанных цветов основан на метаме-ризме: учитываются только основные цвета, независимо от их спектрального состава.

2. Любое цветовое ощущение можно представить как смесь трех основных ком­понентов, это обязательное условие восприятия цветов.

3. Цветовое ощущение, произведенное суммой двух цветовых лучей, эквива­лентно цветовому ощущению, произведенному суммой двух соответствующих основных цветов.

Если                           

и                                     ,

то                             .

4. Если меняется интенсивность светового луча, для сохранения цветового ощущения необходимо изменить в тех же пропорциях его основные цветовые компоненты.

Если                                ,

то                             

Примечания:

• Законы Грассмана действительны только для дневного видения.

• У очень насыщенных цветов некоторые трихроматические компоненты могут быть отрицательными. В этом случае цвет выходит из треугольника, ограни­ченного системой основных цветов.

4.9 Основы трихромии

Аддитивное смешение на основе трех основных цветов — красного, синего и зе­леного задает основы трихромии. Гельмгольц, Максвелл и Юнг сформулировали основные принципы трихромии в середине XIX века. Максвелл основывался на работах Ньютона о трихроматическом треугольнике, Юнг пытался понять, почему его друг, физик Дальтон, так плохо воспринимал цвета: «Так как невозможно представить себе, что каждая фоточувствительная точка сетчатки со­стоит из бесконечного множества подвижных частиц, воспринимающих излучение, необходимо признать, что существует только три типа частиц, чувствительных к трем основным цветам».

МКО, или Международная комиссия по освещенности, провела эксперименты и дала определение стандартного наблюдателя. С 1926 по 1928 год Гильд провел тесты на семи наблюдателях с полем зрения одного глаза 2° на черном фоне и очень точной системой основных цветов (700,0 нм, 546,1 нм, 435,8 нм). Используя разные основные цвета (650,530,460 нм) и монохроматор, основанный на полупрозрачном зеркале и призмах, Райт провел в 1929 году серию измерений на десяти наблюдате­лях. Синтез всех этих работ и послужил основой системы МКО 1931 года.