Аддитивное и субтрактивное смешение цветов, страница 2

База должна соответствовать не только критериям качества, но и технической и экономической реальности. Точное составление базы, то есть основных цветов, является определяющим моментом для качества колориметрического воспроиз­ведения. Чтобы представить себе это, достаточно посмотреть на разницу в цене обычного монитора и эталонного монитора, в котором люминофоры гарантиро­ванно соответствуют колориметрическим нормам.

4.5 Аддитивное смешение

Аддитивное смешение осуществляется путем смешения трех пучков основных цве­тов, соответственно, красного, зеленого и синего. Это смешение можно провести экспериментально с помощью трех проекторов, оснащенных первичными филь­трами, освещающих белый экран... в «черной комнате»! В аддитивном смешении важнейшую роль играет как раз качество этой темноты, то есть света, окружающего экран. Это одна из главных проблем на телевидении.

Смешение зеленого и красного дает желтый, красного и синего — пурпурный, синего и зеленого — голубой, а смешение всех трех основных цветов в равных пропорциях дает белый цвет. Этот способ редко используется в фотографии (в условиях быстрого развития цифровой фотографии все чаще результат съемки демонстрируется на мониторе или через видеопроектор. И таким образом, аддитивный синтез света в фотографии теперь используется достаточно часто), но зато часто используется в различных видеосистемах.

Нейтральная точка, или стандартный источник света, чаще всего используемый в видеосъемке, — это источник света D65. Нейтральная точка определяет доли основ­ных цветов, дающих при смешении белый.

Аддитивное смешение позволяет очень точно воспроизводить зеленые, красные и синие цвета, но, так как треугольник — это не шестиугольник, оно менее совершенно при воспроизведении желтых, пурпурных и голубых цветов. В частности, в видеосъемке желтые цвета имеют тенденцию быстро смещаться в сторону бледной охры при уменьшении яркости.

4.6 Субтрактивное смешение

В субтрактивном смешении используется принцип пропускания так называемого «белого» света через систему фильтров, основанную, например, на цветной плен­ке или на чернилах, нанесенных на белую бумагу. В субтрактивном смешении используется база из желтого, пурпурного и голубого цветов, в полиграфии к ним добавляют черный.

Что касается изображения на сереб­ряной эмульсии, обычно оно основано на фотоэмульсии трех слоев, чувствительных к синему, зеленому и красному, перехо­дящей в позитивную фотоэмульсию трех пигментных слоев– желтого, пурпурного и голубого.

Желтый слой задерживает синий и пропускает красный и зеленый. Голубой слой задерживает красный и пропускает зеленый и синий. Пурпурный задерживает зеленый и пропускает синий и красный. Субтрактивное смешение хорошо вос­производит желтые, пурпурные и голубые цвета, но не очень качественно воспроиз­водит красные, зеленые и синие цвета, так как они менее насыщены.

Например, было бы затруднительно, в противоположность  видеосъемке, получить зеленый цвет, одновременно насыщенный и яркий, потому что тогда нужно было бы повысить плотность желтого и голубого фильтров, что снизило бы яркость системы.

Гамут субтрактивной системы имеет не треугольную форму, а скорее шести­угольную, причем точки красного, зеленого и синего цветов могут находиться за пределами треугольника желтый — пурпурный — голубой. При субтрактивном смешении необходимо обращать внимание на полосу пропускания фильтров. Полоса пропускания, полученная при разложении «белого света», может быть более узкой, чем полоса пропускания, полученная при аддитивном смешении двух цветовых лучей.

Безусловно, помимо используемых пигментов и их спектрального пропускания необходимо учитывать характеристики источника «белого света». В реальности субтрактивная система, пропуская через желтый, пурпурный и голубой, отнимает некоторое количество синего, зеленого и красного у этого источника, и поэтому полученные цвета зависят, прежде всего, от характеристик этого источника. Этот источник состоит из света наблюдения для печатных изображений и из лампы проектора для видеопленки на серебряной эмульсии.