Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве, страница 2

            Под правовой охраной окр.при.среды в сельском хозяйстве необходимо понимать урегулированные нормами экологического законодательства виды деятельности органов госвласти и местного смоуправления, а также субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, направленных на соблюдение экологических стандартов и нормативов в процессе осуществления сельхозпроизводства и

предотвращения негативного воздействия технических средств, технологических процессов, антропогенных способов и естественных условий производства на окр.среду.

            Кроме экологического законодательства эти процессы регулируются аграрным законодательством (ЗК «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20.12.1991 г., «О коллективном сельхоз предприятии» от 14.02.1992 г., «О сельхоз кооперации» от 1707.1997г., «Об аренде земли» от 06.101998 г.).

            Так, коллективные сельхозхозяйства обязаны обеспечить эффективное использование земли по целевому назначению; повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства.

            Определение земель сельскохозяйственного назначения и порядок их использования определен ст.22 Земельного кодекса Украины. Охрана земельных ресурсов регламентирована в разделе У1 этого кодекса. Охрана земель включает в себя систему правовых, экономических, организационных и других мероприятий. Содержание охраны земли сельхозназначения составляют специальные охранные меры, наибольший объем этих  мер возлагается на собственников или пользователей.

            В последнее десятилетие качественное состояние сельхозземель приобрело тенденцию постоянного ухудшения. В отдельных районах где проведено осушение происходит снижение уровня грунтовых вод, а в районах орошения – подтопление, засоление почв, деградация чернозема. На сегодняшний день 14,8% поливных земель подвергнуты эродированию, 1,5 % - переувлажнению. На всех землях наблюдается уменьшение содержания гумуса в почвах. Только с 1961 по 1981 среднее содержание гумуса снизилось от3,2% до 3,5%.

            Распаханность земель достигла 56% территории страны и 80% сельхозугодий. Почвы каждый год теряют 11млн.т гумуса, убытки от эрозии почв составляют свыше 9,1 млр.гривен.

            Значительный вред земельные ресурсы испытывают от загрязнения промышленными объектами. Ситуация осложнилась после аварии на ЧАЭС. Радионуклидами загрязнено 4,6млн.га земли на территориях 11 областей и 74 районах, из которых 3,1 млн.га пашни, цезием-137 до 1Кю/км.2. Согласно законодательству эти земли условно чистые, работы могут осуществляться без ограничения. Запрещается ведение сельхозхозяйства на территориях загрязненных цезием-137 свыше 15кю. И стронцием-90 – 3 Кю/км.2

            Негативные последствия ЗВ на сельхозугодия выявляются в трех

направлениях: деградация грунта, загрязнение растительной продукцией и миграция токсикантов в грунтовые воды. Наибольшие загрязнения оказывают радионуклиды и тяжелые металлы. Относительно использования земель с учетом их загрязнения тяжелыми металлами разработана специальная градация, которая насчитывает 6 классов: 1-й класс земли с количеством тяжелых металлов на уровне 1-2 кларкив (меньше 0,5 ПДК), эти земли условно чистые и можно выращивать продукцию для детского питания; 2-класс с содержанием 2-3 кларкив (0,5 -1,0 ПДК) качество продукции соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, однако урожайность ниже на 2-5%; 3-класс земли с содержанием металла на уровне 3-4 кларкив (1,0-1,5 ПДК) – запрещается выращивать в открытом грунте кормовые и овощные культуры; 4 класс – 4-5 кларкив (1,5-2,0 ПДК) – на таких землях без применения специальных мер качество урожая кукурузы, сахарного Буряка, подсолнечника, картофеля не будет соответствовать санитарно-гигиеническим нормам;  5 класс- на уровне 5-6 кларкив (2,0-2,5 ПДК) – выращивается непродовольственная продукция; 6 класс – более 6 кларкив (более 2,5 ПДК) – на таких землях запрещается выращивать сельхозпродукцию, а земли выводятся из сельхоз использования.