Морфология и типология культуры. Уровни культуры, страница 3

Мировая культура – это уровень, на котором идет взаимодействие национальных культур, сравниваются, распространяются и синтезируются их достижения, декларируется их сущностное, принципиальное единство. Предлагая всякому мыслящему, действительно образованному человеку возвыситься умом до этого уровня, русский философ Вл. Соловьев (1853 - 1900) писал: «Мы должны рассматривать человечество в его целом, как  великое собирательное существо  или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения, очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества». В наше время острых глобальных проблем эти слова мыслителя XIX в. звучат  пронзительно и актуально.

3. Для удобства изучения пестрой массы культурных явлений ученые стараются сгруппировать их в рамках определенной теоретической модели, свести к относительно немногим типам. Типологизация культуры может осуществляться при помощи самых разных критериев. Например, используя географический критерий, выделяют культуры Востока и Запада, Севера и Юга, а также – африканскую, латино-американскую, дальневосточную и др. Основываясь на религиозном критерии, говорят о христианской культуре, буддийской культуре, конфуцианской культуре и т.д. По этно-лингвистическому критерию различают славянские культуры, англосаксонские, тюркские и т.п. Руководствуясь экономическим критерием, видят разницу между культурами оседлыми (земледельческими) и культурами кочевыми (скотоводческими). В материале 5 темы вы найдете некоторые варианты исторической типологизации культуры. А сейчас более подробно познакомимся с типами культуры, выявленными на основе т.н. социального критерия. Это элитарная культура, высокая культура, народная культура, массовая культура.

Элитарная культура и высокая культура часто отождествляются, поскольку обе  создаются профессиональными творцами, предъявляющими к себе строгие требования. Но есть между ними и существенная разница. Элитарная культура ориентируется на избранное меньшинство, на узкий круг ценителей. Это может быть привилегированное сословие, политически и финансово влиятельная верхушка общества. Но в качестве адресата элитарной культуры часто выступает и самопровозглашенная «аристократия духа» - люди без денег  и титулов, но с претензией на особую утонченность, эрудированность, нестандартность мышления. Примеры элитарной культуры – проза Дж. Джойса и М. Пруста, живопись А. Модильяни и В. Кандинского, фильмы А. Тарковского и А. Сокурова.

Высокая культура обращена к более широкой аудитории, в идеале – ко всему народу. Она стремится развить, просветить, облагородить множество рядовых читателей, зрителей, слушателей. А. Пушкин писал: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и помянет меня всяк сущий в ней язык… И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» Помимо Пушкина к мастерам высокой культуры можно было бы отнести Н. Гоголя и М. Шолохова, Ч. Диккенса и В. Гюго, В. Короткевича и Э. Ремарка.

Народную культуру еще называют любительской, или фольклором. Ее творцами выступают непрофессиональные певцы, танцоры, поэты, художники из числа простых тружеников, прежде всего – крестьян. Эти люди не стремятся к коммерческому успеху и славе, их имена, как правило, остаются неизвестными. Народ поет и танцует, потому что «душа просит». Так появляются легенды и сказки, затейливая резьба и вышивка, песни типа «Ой, мороз, мороз!» и танцы наподобие «Лявонихи». Народная культура имеет ярко выраженный национальный характер, ей свойственны традиционализм и религиозное мировидение.

Массовая культура – авторская и профессиональная, она не так сильно, как народная, связана с национальными традициями. Это культура «для всех», для некоей неопределенной человеческой массы.  Ее называют также коммерческой, ведь она стремится быть, прежде всего, прибыльной и фактически стала частью рыночной экономики. Поскольку она  зачастую готова потакать самым невзыскательным вкусам и примитивным запросам, ее еще называют полу-культурой или даже анти-культурой.

Как можно было догадаться, данные типы наиболее заметны в сфере художественного творчества, иначе говоря, искусства.