Морфология и типология культуры. Уровни культуры, страница 2

Те культурные формы, которые присущи культурам всех эпох, обществ, народов, называются культурными универсалиями. Среди них: семья, мораль, искусство, религия, календарь, личное имя, число, празднества, мифология, образование и др., всего, по подсчетам американских ученых, более 70 наименований.

  1. Существуют разные уровни культуры. К основным относятся:

- культура личности;

- субкультура;

- культура социума или национальная культура;

- мировая культура.

Культуру личности составляют те ценности и нормы,  а также культуротворческие способности, которые человек усвоит в течение своей жизни. Можно говорить о более или менее высокой  культуре людей – либо сравнивая их между собой, либо  подходя к ним с формальными критериями (глубина и разносторонность знаний, самостоятельность и креативность мышления, продуманность и доброкачественность ценностных ориентаций).

Культура личности складывается под влиянием социальной среды – семьи, школы, религиозных и политических институтов, форм хозяйствования и т.д. – хотя, безусловно, многое здесь зависит от усилий самого человека (знаменитый  пример – судьба М. Ломоносова, крестьянского сына, ставшего первым русским академиком и создателем Московского университета). Замечено, что каждое общество и каждая эпоха вырабатывает свой специфический тип культурной личности. Так, для Древней Греции был характерен тип  политически  активного гражданина, который видел свое достоинство в свободном и всестороннем развитии. В пору европейского Средневековья  доминировал тип  простеца, некнижного и часто неграмотного человека, полагавшего вершиной познания опыт мистиков. В современных  странах европейской культуры распространился  тип «человека массы», поверхностно образованного и стереотипно мыслящего, узкого специалиста, самоуверенного и беспомощного при решении принципиальных вопросов.

Каким бы справедливым и открытым ни было общество, каким бы талантливым и целеустремленным ни был человек, но весь объем  культурных богатств первого никогда не будет доступен второму. И дело не только в скоротечности человеческой жизни. «Каждый из нас, - писал немецкий философ В. Виндельбанд (1848 - 1915) – прикреплен к определенному пункту великого механизма, социальной среды, и в этом положении уже не может обозреть и воспринять всю совокупность остальных родов деятельности и их духовного содержания».  Объективно в обществе выделяются группы людей, которые отличаются друг от друга не только полом, возрастом, профессией, религиозной принадлежностью, размерами доходов и т.п., но и своими культурными возможностями и предпочтениями. На основе этих групп возникают субкультуры (приставка «суб» означает «под») – относительно автономные и целостные образования, которые выступают по отношению к культуре большого социума в качестве ее модификаций.

При всем своеобразии субкультуры не порывают связь с культурным ядром породившего их общества, т.е. не отвергают, по крайней мере, целиком  господствующие в обществе ценности и нормы. В противном случае, субкультуры переходят в разряд контркультур (приставка «контр» означает «против»). Термин «контркультура» ввел американский социолог Т. Роззак, занимаясь в 1960-е гг. изучением протестных движений молодежи, охвативших западный мир. Классическим примером контркультуры стали тогдашние хиппи. Это были молодые люди, часто из состоятельных семей, которые отказались повторять «скучный»  путь своих «одномерных» родителей и становиться «винтиками капиталистической системы», учиться, работать, «платить налоги и жить спокойно». Хиппи создавали коммуны и бродяжничали, практиковали свободную любовь и слушали  рок-музыку, увлекались наркотиками и восточными религиями. К началу 1980-х гг. контркультура хиппи сошла  на нет, но некоторые ее атрибуты (рок-музыка, «неформальное» отношение к любви, мода на нехристианскую мистику и т.д.) укоренилась в западной культуре.

 Субкультурная мозаика, которую время от времени пытаются взорвать контркультурные движения, - таково обычное состояние национальных культур, т.е. культур отдельных народов и стран, например, белорусов и Беларуси. Но национальную культуру нельзя сводить к механической сумме составляющих ее частей; она обладает единством стиля и способна сохранять «свое лицо» на протяжении многих столетий. Один из ярчайших примеров живучести и несгибаемой самобытности продемонстрировала  еврейская культура.  Еще на заре нашей эры евреи полностью утратили свою территориальную государственность и рассеялись во многих странах, где порой подвергались жестоким гонениям. Но они сберегли национальную религию (иудаизм) и историческую память, свои моральные нормы и ценности, т.е. завещанную предками культуру, а она в свою очередь не позволила им бесследно раствориться в общей массе человечества.