Модернизм и постмодернизм в культуре ХХ века. Феномен массовой культуры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

странах западной демократии он с течением времени стал модным и доходным, пользующимся поддержкой политической и финансовой элиты. Впрочем, отношение к нему до сих пор остается неоднозначным. Для кого-то модернизм – одно из величайших приобретений ХХ века, а для других – это искусство блефа, искусство, затемняющее сознание, разрушающее человека.

В конце 60-х гг. появляется, а в 1980 гг. окончательно утверждается термин «постмодернизм», обозначающий ряд новых тенденций не только в искусстве, но в духовной жизни развитых стран вообще (потому культурологи говорят, что вся западная культура, все западное общество вступили в эпоху постмодерна). Постмодернизм генетически связан с модернизмом и провести четкую грань между ними трудно. Все-таки можно выделить следующие отличия. Модернизм еще признает ценностную иерархию, возможность путем сравнения и анализа определить, что лучше, что хуже; постмодернизм вообще отказывается от иерархии, от критериев суждения и  оценки, он провозглашает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. Модернизм претендует на то, чтобы сказать новое слово о мире; постмодернизм объявляет, что дальнейшее творчество невозможно, все пути пройдены, и нам остается перекомбинировать известное. В постмодернизме сни мается противопоставление элитарной и массовой культуры. Для искусства постмодерна характерны цитатничество, коллажирование, всеразъедающая ирония, интерес к человеку «ниже сердца».

3.Для зрелого индустриального общства характерно распространение массовой культуры. Массовая культура – это, во-первых, культура, потребляемая массой («средним человеком»), во-вторых, это культура, изделия которой производятся массово, поставлены на поток. Другие ее названия: поп-культура, коммерческая культура, развлекательная культура, культура антиусталости. А критики говорят, что это – полукультура или даже антикультура.

Роль массовой культуры в жизни современного общества очень неодназначна. С одной стороны, можно приводить примеры того, что она:

-  содействует популяризации подлинных научных, художественных, нравственных ценностей;

-  выполняет важную интегрирующую функцию, объединяя массы людей;

-  помогает людям снять стресс повседневного существования, «расслабиться»;

-  производит вещи, выполненные на высоком уровне профессионального мастерства.

Но с другой стороны, заметно, что творцы массовой культуры в погоне за прибылью часто обращаются к самым непритязательным вкусам, примитивным запросам, даже порокам людей. Во множестве появляются произведения (книги, фильмы, телепередачи…), которые способны и оглупить, и развратить человека.

               Эпицентром распространения массовой культуры в современном мире являются США. Почему? С давних пор в этой стране смешивались, притираясь друг к другу, «усредняясь» разные культурные традиции. Кроме того, здесь очень рано возобладал «дух капитализма», вовлекающий массы людей в гонку производства и потребления. США сейчас – богатая и амбициозная страна, вкладывающая громадные средства в свою культурную экспансию. Поэтому приходится говорить об «американизации» современной культуры или об «американском культурном империализме».

4.Уже с конца XIX в. в европейской социальной науке и искусстве начинает настойчиво звучать идея кризиса культуры, идея того, что культура перестала защищать

Похожие материалы

Информация о работе