Культура цивилизации Востока. Культура и религии Индии и Китая

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА (II)

1. Культура Индии.

2. Религии Индии

3. Культура Китая

4. Религии Китая

1.В середине III тыс. до н. э. на территории Индии возникла цивилизация, которую исследователи называют Индской или Хараппской. Она просуществовала около семи – восьми столетий и погибла при не вполне выясненных обстоятельствах. Ее письменность до сих пор остается нерасшифрованной. Среди заметных особенностей Индской цивилизации – поразительно слабое развитие военной техники и отсутствие монументальных сооружений, характерных для Древнего Египта и Древней Месопотамии. Исследователи предполагают, что некоторые традиции этой древней культуры смогли сохраниться и через много веков вновь актуализировались, например, культ фаллоса и Богини-Матери.

В середине II тыс. до н.э. в Индию проникли кочевые племена ариев, представлявших собой восточную ветвь древних индоевропейцев. С их приходом в Индии распространились ведическая религия (от названия священных книг - Вед) и язык санскрит, ставший классическим языком индийской литературы и религии, сформировалась система варн. Варны – замкнутые группы людей, принадлежность к которым определялась с рождения. В Индии существовали варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев, ремесленников) и шудр (слуг). За пределами варн оказались неприкасаемые – настоящие изгои общества. Позднее в дополнение к варнам появилось более дробное деление на касты. Варно-кастовое неравенство и в наши дни не изжито в Индии до конца. Удивительно, но индийская культура, провозглашая всеобщее единство жизни, сама по себе не породила идею того, что люди должны быть равны в своих правах.  

 В IX – VIII вв. в долине Ганга возникли более или менее крупные ранние государства. На базе ведической религии сложился брахманизм, утверждавший огромный авторитет жрецов и развивавший идеи божественного Брахмана, иллюзорности мира, сансары и кармы. С этого времени в индийской культуре усилился интерес к метафизической проблематике и мистико-аскетическим практикам. В других землях Индию стали именовать страной мудрецов.

В IV – II вв. до н. э. значительная часть Индии была объединена под властью династии Маурьев.  В этот период получил государственную поддержку буддизм, религия, зародившаяся еще в VI в. до н. э. Вместе с еще одной религией, джайнизмом, буддизм восстал против монополии брахманов на духовную власть. Началось активное использование камня при строительстве и создании скульптур. Знаменитый языковед Панини (IV – III вв. до н. э.) составил грамматику санскрита, признанную классической. В основном оформилось содержание двух эпических поэм – «Махабхараты» (самая большая поэма в мире!) и «Рамаяны», которые до сих пор пользуются колоссальной популярностью у индийцев. Был написан трактат «Кама-Сутра», наиболее значительное произведение в ряду многих других, повествующих об искусстве сексуальной близости. Надо сказать, что эротика заняла почетное место в системе индийской культуры, напитав собой и религию, и философию, и искусство.

 В I – III вв. в Индии правили цари из династии Кушанов, а в IV в. возникла мощная Гуптская империя. Имело место воздействие греко-римской культуры, а также проникновение христианства. В конкуренции с буддизмом, продолжая линию брахманизма, сформировался индуизм. Среди интересных памятников архитектуры и изобразительного искусства этого периода – буддийские храмы в Карли и Аджанте, среди известных литературных сочинений – «Джатаки», рассказы о перерождениях Будды. В IV – V вв. творил классик индийской литературы и драматургии Калидаса.

После распада империи Гуптов и вплоть до XII в. Индия была раздроблена. К концу этого периода в Индии почти полностью исчез буддизм. В индуизме развернулось движение бхакти, проповедующее личную, глубоко эмоциональную преданность излюбленному божеству, распространился тантризм, течение, основанное на культах плодородия и сексуальной магии. Строились грандиозные индуистские храмовые комплексы. Некоторые из них украшены скульптурами и рельефами откровенно эротического содержания. Наиболее знаменитые примеры такого рода – храмы в Кхаджурахо и Конараке. Стал терять свое ведущее значение санскрит, развивалась литература на местных языках.

В XIII в. Индию завоевали мусульмане. С начала XVI в.значительная часть Индии входила в состав Могольской империи. Проникновение в Индию ислама надолго затормозило развитие скульптуры и живописи, но содействовало появлению новых типов зданий и совершенствованию искусства орнамента. Среди замечательных памятников мусульманской архитектуры в Индии – минарет Кутб-Минар (XIII

Похожие материалы

Информация о работе