Европейская культура Нового времени (XVI в. – нач. XX в.), страница 5

Названные выше явления и тенденции с наибольшей отчетливостью проявлялись не в самой Европе, а в ее своеобразном цивилизационном «филиале» - Соединенных Штатах Америки. Эта страна, возникшая в конце XVIII в., не была отягощена грузом собственных многовековых традиций. Над «коллективной душой» ее молодого народа не маячили средневековые замки и соборы. В ней изначально была высока доля людей, носителей специфического «духа капитализма», прежде всего протестантов и иудеев. Вот почему культура США в XIX в., хоть и кажется в чем-то более грубой и провинциальной в сравнении с континентально-европейской, но одновременно обгоняет ее на общем историческом пути Запада.

XIX в. оставил нам великое искусство, для которого в целом характерны  психологизм, социальная критичность, обращенность к широкой аудитории, многообразие жанров и высокая динамика стилей. Самыми значительными художественными стилями эпохи были романтизм, распространенный в первой трети столетия, и позднее возобладавший реализм.

Романтизм появился как отрицание просвещенческого рационализма и приземленности обуржуазившегося быта. Романтики живописали буйство природных стихий и человеческих страстей, неподконтрольное разуму. Они прославляли бескорыстное служение идеалу и героизм бунтарей-одиночек. Их привлекала экзотика далеких стран и древних эпох, мистика и фантастика, а порой одолевала «мировая скорбь». При всех претензиях к своему времени  они принадлежали ему – и ярко выраженным индивидуализмом, и неуемной жаждой великих перемен и свершений.  К известнейшим романтикам относят писателя Э. Т. А. Гофмана(1776 – 1822), поэта Д. Н. Г. Байрона (1766 – 1824), художника Э. Делакруа (1798 – 1863), композитора Р. Вагнера (1813 – 1883) (кстати, А. Гитлер говорил, что в музыке Вагнера заключена душа национал-социализма, в связи с чем возникает очень интересная тема: романтизм как один из культурных источников немецкого нацизма!).

Что же касается реалистического искусства, то оно стремилось максимально правдиво изобразить обычную жизнь людей, показывало типичные характеры, действующие в типичных обстоятельствах. Творчество лучших его представителей, например, писателей О. де Бальзака (1799 – 1850) и Ч.Диккенса (1812 – 1870), художников О. Домье (1808 - 1879) и Г. Курбе (1819 – 1877), композиторов Дж. Верди (1813 – 1901) и Ж. Бизе (1838 – 1875), отличает гуманистическая направленность, демократизм, нравственная требовательность.

Изысканным побегом на мощном древе художественного реализма явилась живопись импрессионистов (от фр. impression – впечатление): К. Моне (1840 - 1926), П. О. Ренуара (1841 - 1919) и т. д.  Радостная и трепетная, напоенная светом, она  превосходно передает господствовавший в европейской культуре XIX в. дух оптимизма и уверенности в своих блестящих перспективах. Массы тогдашних образованных европейцев исповедовали своеобразную религию прогресса и торопили время, чтобы самим увидеть царство всеобщего изобилия и довольства. Верой в поступательное и необоримое развитие европейской цивилизации были наполнены и учения популярных философов: Г. Гегеля (1770 - 1831), О Конта (1798 - 1857), К. Маркса (1818 - 1883).

Лишь ближе к концу XIX в. в среде культурной элиты стали заметными настроения декаданса (фр. decadence - упадок). В моду вошло искусство душевного надлома и  безнадежности, зачарованное темами смерти и порока (пример – стихи Ш. Бодлера (1821 - 1867)). Вырос авторитет иррационалистической и мрачной философии А. Шопенгауэра (1788 - 1860) и Ф. Ницше. Последний осмелился утверждать нечто неслыханное: европейская цивилизация больна нигилизмом – отрицанием ценностей и идеалов -  и враждебна жизни!

Первая мировая война (1914 - 1918) – со своими пулеметами и танками, ядовитыми газами и воздушными бомбардировками - война с многомиллионными жертвами нанесла сильнейший удар по прогрессистским иллюзиям европейцев. Потому и говорят историки, что XIX в. закончился в 1914 г….