Европейская культура Нового времени (XVI в. – нач. XX в.), страница 2

Событием огромного значения явилась научная революция XVI – XVII вв. Ее творцами были: Н. Коперник (1473 - 1543), разработавший гелиоцентрическую модель мира, Г. Галилей (1564 - 1642) и И. Кеплер (1571 - 1630), которые эту модель развили и подкрепили новыми аргументами; Р. Декарт (1596 - 1650), основоположник аналитической геометрии, и Р. Бойль (1627 - 1691), отделивший, наконец, химию от алхимии; А. ван Левенгук (1632 - 1723), родоначальник микробиологии; И. Ньютон (1642 - 1726), который выдвинул теорию всемирного тяготения и, наряду с другим великим ученым, Г. Лейбницем (1646 - 1716), создал важнейшие разделы математики – дифференциальное и интегральное исчисления… Итогом этой революции стало рождение современной науки, обособившейся от богословия, использующей в качестве методов познания эксперимент и математическое моделирование. Далеко вперед продвинулся процесс профессионализации и институционализации научной деятельности, вырос ее социальный авторитет. Об этом свидетельствовало, например, открытие в 1660 г. Лондонского Королевского общества естествоиспытателей, а в 1666 г. – Парижской Академии наук.

Научная революция XVI – XVII в. привела к коренному изменению взглядов на мироустройство. Причем это изменение коснулось не только научного сообщества, но  и затронуло всех более или менее образованных европейцев. Они обнаружили себя затерянными в бесконечной Вселенной. Это было способно внушить ужас, хотя, с другой стороны, мир представился им похожим на машину, подчиненную четким законам, которые постигаются разумом и выражаются на языке математики. Рационально организованной машине было уподоблено и человеческое общество, и сам человек. Один из крупнейших философов эпохи, Б. Спиноза (1632 - 1677), свою этику (теорию морали) строил по образцу геометрии, выдвигая аксиомы и выводя теоремы…

В числе ближайших предпосылок научной революции XVI – XVII вв. обычно называют следующие:

Во-первых, распространение идей ренессансного гуманизма и Реформации – они будили критическую мысль и заставляли  усомниться в, казалось бы, бесспорных истинах. В этом же направлении, кстати, действовали и Великие географические открытия.

Во-вторых, развитие капиталистического хозяйства – оно стимулировало техническое изобретательство и интерес к количественным измерениям.

В-третьих, оккультные увлечения одних европейцев и борьбу с ними других. Еще раз вспомним: XVII – XVIII вв. – пик ведьмомании в Европе! Наука перехватила у магии стремление к сверхчеловеческому могуществу и контролю над реальностью. В то же время она воспрепятствовала повторному «заколдовыванию» мира, новому подселению в него языческих богов и духов, против чего сражалась и христианская Церковь.

Что касается христианства, то вообще его роль в подготовке научной революции XVI – XVII вв. чрезвычайно велика. Неслучайно, все или почти все крупные ученые этого периода были горячо верующими христианами, а некоторые из них, те же Бойль, Ньютон, Лейбниц, даже писали богословские труды. Религия Христа дала ученым веру в то, что мир, созданный Богом, существует реально и не является «телом Бога», что Бог творил мир по единому плану, и человек, любимое чадо Божие, этот план может и должен познавать. Коперник и Галилей были бы поражены, узнай они, что на их научные изыскания в дальнейшем будут ссылаться атеисты и антиклерикалы.

Новорожденная наука не добавила спокойствия европейцам, время от времени «радуя» их тем, что на Солнце есть пятна, а на руках – микробы. И без того бурная эпоха вызвала к жизни искусство барокко (португ. barroco – жемчужина неправильной формы), основная тема которого – борения и муки человека, противоречивость и неустойчивость его существования. «Ибо в конечном счете что же он такое – человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, нечто среднее между всем и ничем…» - писал ученый и философ Блез Паскаль (1628 - 1662), далее именуя человека «мыслящим тростником»…

Искусство барокко сочетает реализм – завоевание Ренессанса – с мистическим воодушевлением, любовью к фантастике и гротеску. Для живописи и скульптуры барокко характерны динамизм и драматизм сюжетов, эффектные контрасты света и тени, символичность; для архитектуры – пышность, сложные криволинейные формы, стремление к созданию грандиозных ансамблей; для литературы – витиеватый язык, парадоксальность мысли, преувеличенный накал человеческих страстей; для музыки – звуковое великолепие и эмоциональность, подражание ораторской речи и «хору ангелов».