Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, страница 2

            ВР Украины 05.03.1998 г. в этот закон внесла изменения. Вместо термина плата, введен сбор. Внесены изменения относительно расходования средств. Плата отображает элементы рыночных отношений и предполагают точность эквивалентов. При сборе возникает трудность при определении очных эквивалентов, т.к. некоторые природные объекты способны улучшать свое состояние и этот термин ближе к налогу. Установление в законодательном порядке сбора имеет цель стимулирования природопользователей по рациональному использованию природных ресурсов. Эти сборы являются источником повышения государственного и местного бюджетов.

            Принципы формирования системы платежей определены в ст.43 ЗУ «Об охране Окр.при.среды». нормативная плата определяется с учетом их распространенности, комплектности, местонахождения переработки и утилизации отходов, производительности т.д.

            Установление платности пользования природными ресурсами преследует три задачи: 1-я – повысить заинтересованность производителей в эффективном использовании природных объектов и ресурсов; 2-я – Материально заинтересова производителей в сохранении и воспроизволдстве природных ресурсов; 3-я – заинтересовать субъектов в получении дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

            Законодательством Украины предусматривается два вида платы: 1.За право пользования, куда включены платы за сверхлимитное и нерациональное испльзование природных ресурсов и на воспроизводство и охрану природных ресурсов; 2. За загрязнение окружающей среды.   

            При соблюдении лимитов плата относится на издержки производства, о за сверх лимиты из прибыли. Отношения по поводу сбора регулируется соответствующими нормативными актами, в отношении некоторых природных ресурсов действуют специальные акты.

            Так, Земельный кодекс определил принцип платности за землю. Конкретизирует этот принцип ЗУ «О плате за землю». Плата взимается виде земельного налога или арендной платы, которая зависит от денежной оценки земли. Ставки налога на сельскохозяйственные уодья устанавливаются с учетом состава угодий, их качества, площади, месторасположения.

            Сбор за специальное использование водных ресурсов предусмотрен постановлением  Каб.Мина Украины от 18 мая 1999 года, правовой основой для этого является Водный кодекс (глава 7),который регулирует взыскание сбора как за ресурсы общегосударственного, так и местного значения. Такой сбор не взимается за воду, которая используется для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, противопожарной безопасности. Сбор осуществляется за спецводопользование энергетикой и водным транспортом. Спецводопользование включает забор воды из водных объектов и за сброс в них загрязняющих веществ. Раз мер сбора устанавливается с нормативами сбора, объемами использования и лимита использования воды. За сверх лимитное использование сбор взимается в 5-м размере. На отдельных водопользователей возложена обязанность осуществлять сбор за деятельность, связанную с необходимостью бассейнового регулирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия (берегоукрепление). Сбор от энергетики и водного транспорта идет в госбюджет в размере 100%, местного значения в местный бюджет. Разновидностью платы является аренда водных объектов (их частей) местного значения для рыборазведения, производства сельхоз и пром продукции, оздоровительных целей.

            Сбор за использование лесных ресурсов и потребностей охотничьего хозяйства и других целей взимается по установленным таксам или в виде арендной платы, который утвержден постановлением Кабина от 06.07.1998г. Сбор лесных ресурсов гозначения зачисляются 80% в госбюджет и 20% в местный,  использование местного значения – в местный бюджет.

            Сбор за использование недр регулируется главой 4 кодекса Украины «О недрах». Он осуществляется в границах Украины, континентального шельфа и исключительной морской экономзоны в виде за пользование недрами, геологоразведовательные работы, выполненные за счет госбюджета; за выдачу лицензий (спецразрешений), акцизного сбора. Сбор может вноситься как в денежном выражении, так и в натуральном виде коме: радиоактивного сырья, благородные металлы, алмазы и ценные камни. Могут  взиматься виде разовых взносов или регулярных сборов на основании соответствующих эколого-экономических расчтов. 12.09.1997 г. кабмин утвердил базовые нормативы платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и порядок взимания. Указанный сбор взимается по фактически погашенных в недрах объемах балансовых и внебалансовых запасов полезных ископаемых (объем добытого). Порядок исчисления и взимания платежей для добычи полезных ископаемых регулируются инструкцией от 13.06.1997 г.