Экологический аудит в системе управления природоохранной деятельностью

Страницы работы

Содержание работы

Лекция: №Б/Н Экологический аудит в системе управления природоохранной деятельностью

Вопросы: 1. Управление внедрения экологического аудита.

                 2. Специальные сферы применения экологического аудита.

1.

        Система экологического управления в Украине определяется, формируется и регламентируется согласно ЗУ «Об охране окружающей природной среды». Согласно этому закону, целью государственного управления в области охраны окружающей среды  является реализация природоохранного законодательства, контроль за соблюдением требований экологической и ядерной безопасностью, осуществление эффективных и комплексный мер  по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, достижения согласованности в деятельности государственных органов и общественных организаций в сфере экологии. Государственная система управления направлена на исполнение 4-х основных функций:

            - разработка и соблюдение природоохранного законодательства;
            - контроль за экологической и ядерной безопасностью;

            - обеспечение проведение природоохранных мероприятий;

            - достижения согласованности действий государственных и общественных организаций.

            Наиболее объемными являются две первые функции, в структуру которых входят органы экологической экспертизы и экологической инспекции. Усилить две последние функции может экологический аудит, т.к. именно аудит оказывает влияние как на эффективность природоохранных мероприятий, так и на согласование действий различных организаций. Исходя из сказанного, экологическая экспертиза, экологический контроль и экологический аудит создают надежную основу функционирования системы экологического управления.

            Экологический аудит может быть внедрен на таких уровнях:

            1. Государственные центральные и местные структуры управления.

            2. Отраслевых.

            3. Территориальных (региональных).

            4. Корпоративных (компаний, фирм).

            5. Предприятиях.          

            Не смотря на то, законодательство на Украине отстает от практического применения экологического аудита, все же в последнее время законодательная и исполнительная власть сделала значительные шаги в развитии законодательства по внедрению экологического аудита в практическую деятельность. Так, экологический аудит признан одним из перспективных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды. Согласно  постановлению ВР внедрение экологического аудита отнесено к национальному уровню управления. Госстандартом Украины утверждены и введены в действие как официальное издание сборник стандартов ДСТУ/ИСО 14001-97, 14004-97 (Системы управления окружающей средой) и 14010-97, 14011-97, 14012-97 (Наставления по осуществлению экологического аудита) соответствующие международным стандартам ISO серии 14000. Экологический аудит включен в перечень приоритетных мероприятий Концепции высокого развития Украины, национальной программы экологического оздоровления р.Днепр и других госпрограмм.    

            Украиной приняты правовые меры, которые создают условия для осуществления экоаудита, однако отсутствия нормативно-правовых актов прямого действия создает организационно-правовые проблемы.

            Особенностью экологического аудита является то, что это рыночный управленческий инструмент, в то время как экоэкспертиза, паспортизация, инспектирование – это функции государственного управления. Сфера экоаудита значительно шире, т.к. охватывает не только природоохранную, но и инвестиционную, приватизационную, стразовую, банковскую, маркетинговую деятельность. Основными задачами экологического аудита является не только оценивание соответствия работы объекта требованиям безопасности, а в формировании информации (рекомендации), которая дает возможность лицу, которое принимает решение, ответить на такие вопросы:

Похожие материалы

Информация о работе