Программа дисциплины «Социология» (Содержание разделов дисциплины. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы)

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

основных разделов социологии: теоретического, прикладного, эмпирического. Развитие отраслевых социологий (социальное управление, социология семьи, социология науки, социология труда, массовых коммуникаций и.т.д.). Взаимосвязь и отношения американской и европейской социологических школ. Роль П. Сорокина в их интеграции - социокультурный интеграционизм.

Структурный функционализм в социологии. Т. Парсонс и его концепция социального действия. Функциональные требования, жизненно важные для социальной системы (адаптация, целедостижение, интеграция, регулирование скрытых напряжений системы «ценностными образцами»). Концепция социальных систем Н. Лумана.

Символический интеракционизм. Основы учения Дж. Мида и Дж. Морено. Франкфуртская школа критической теории (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе). Теория конфликтов (Р. Дарендорф).

Технологический детерминизм. Футурологические концепции.  

Современное состояние социологических теорий. 

Раздел II.Микросоциология

Тема 3. Человек в системе социального. Социология личности.

Специфика социологического рассмотрения личности. Современные представления о человеке и личности (понятия «человек» - «индивид» - «личность»). Объективно заданные характеристики (пол, возраст, …) и социально приобретаемые характеристики (образование, профессия, квалификация, …). Личность как субъект. Личность как объект. Личность как социальная система. Идентичность как социальная сущность личности. Основные теории развития детей (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Дж. Мид). Теории личности (марксистская, диспозиционная, ролевая).

Социальная структура личности. Мотивационно-потребностная направленность личности. Сознательное и бессознательное. Познавательная активность личности. Социальная активность. Формы деятельности и общения. Образ жизни личности и проблема его идентификации. Гендерная идентичность и пол. Типология личности в социологии.

Тема 4. Личность и проблемы ее социализации. Сознание и поведение личности.

Проблема адекватности социальной системы и человека. Социализация личности как усвоение норм, моделей поведения, традиций и т.д. (способ достижения адекватности). Специфика социализации личности и ее ценностные ориентации (социализация и воспитание). Ранние этапы развития личности. Социальные Маугли. Стадии социализации. Механизмы социализации. Персонификация и унификация как основные направления социализации личности. Ресоциализация (процессы инквизиций, концлагеря, криминальные группы, …). Возможности коррекции социализации. «Промывка мозгов».

Отклоняющееся поведение. Девиантное, делинквентное поведение. Теории происхождения девиантного поведения (Ч. Ломброзо, З.Фрейд, К. Лоренц, Э. Дюркгейм). Понятие «отчуждения». Исторические этапы и формы отчуждения в экономической, политической, духовной деятельности человека. Свобода и ответственность. Проблема индивидуализма, конформизма и манипулирования. Самоактуализация личности. Социальная солидарность. Человек как субъект социальной деятельности. Типология субъектов социальной деятельности, их суверенность и функциональность.

Раздел III. Структурная социология. Макросоциология

Тема № 5. Социологический анализ общества как целостной системы. Понятие «общество». Закон ускорения исторического времени. Закон неравномерности. Критерии классификации обществ. Типология обществ. Этапы развития общества. Базовые элементы социальной структуры. Основные социальные структуры общества. Режимы существования обществ (прогресс, регресс, стабильность). Критерии социального прогресса.

Тема № 6. Социальная структура. Элементы социальной структуры: личности, классы, слои, этнические общности, семьи, трудовые коллективы, маргинальные социальные группы и т.д.

Общественное разделение труда. Социальное пространство. Социальный состав населения. Социальная группа. Статус, статусный набор. Виды статусов. Статусный диапазон. Статусная несовместимость как источник социальных напряжений и маргинальности. Понятие социальной роли. Ролевые ожидания. Социальные нормы. Социальный контроль. Идентификация с ролью. Обучение ролям. Ролевой набор. Ролевая динамика.

Тема № 7. Социальные группы, общности, слои. Виды общностей, общность и личность.

Социальные группы и общности. Классификация социальных групп. Малые группы и коллективы. Первичная и вторичная группа. Виды общностей (территориальные, ситуативные, классы, кровнородственные). Этнос и нация как социальная группа. Общность и личность.

Тема № 8. Социальная деятельность. Социальные институты.  

Социальная деятельность как процесс адаптации. Социальная деятельность как процесс объединения объективных и субъективных ее факторов. Социальное взаимодействие. Общая характеристика социального взаимодействия людей. Типы взаимодействия. Взаимодействие во времени и пространстве. Виды социальных отношений.

Целевая организация. Управленческие отношения как результат и фактор социальной организации. Социальные институты и неформальные организации. Происхождение социальных институтов. Функции социальных институтов. Классификация социальных институтов. Этапы образования социального института. Власть как общественный институт. Социология политики. Экономика как общественный институт. Экономическая социология. Образование как общественный институт. Социология образования. Искусство и религия как общественные институты. Социология искусства, религии.

Тема № 9.Социальная стратификация и мобильность. Социальное неравенство.

Социальное неравенство. Система социального расслоения общества. Виды стратификации (вертикальная, горизонтальная). Социальная страта. Признаки социального неравенства. Сегрегация. Критерии социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы). Социальная мобильность, ее факторы. Основные типы социальной мобильности (горизонтальная, вертикальная, межпоколенческая). Основные механизмы социальной мобильности.

Тема № 10. Экономическая система общества и проблемы социологии труда. Социальные аспекты развития рынка.

Отношения между экономикой и другими социальными институтами. Социальные закономерности экономического развития общества. Американский и японский подход к развитию производительности труда, социальные ограничения каждого из подходов. Рост экономической взаимозависимости, социальное отчуждение, производительность труда и стоимость обучения работника. Системы с низким и высоким уровнем доверия. Теории «азиатского способа производства». Теории модернизации. Социальные аспекты развития рынка. Возможности социально-экономических систем. Эффективная налоговая система как регулятор экономической политики. Экономический механизм социальной защиты.

Экономическая и социальная составляющие профессионализма. Мотивационная основа труда.Профессиональные функции. Компетентностный подход. Новое в отношении к профессии. Критерии оценки профессионализма. Социология труда о мотивации и стимулировании. Отношение к труду. Стимулирование как функция организации. Традиционная система стимулирования труда. Новые подходы к стимулированию труда.

Тема № 11.Культура как фактор социальных изменений. Общественное мнение как социальный институт. Взаимодействие подсистем общества.

Культура как механизм социального сохранения, передачи и развития информации. Культура как система ценностей. Научное производство информации, развитие науки и техники в виде основной детерминанты исторического процесса. Роль культуры в социальных изменениях. Общественное мнение как оценочная сторона общественного сознания. Общественное мнение как неформальный социальный институт. Критерии объекта общественного мнения. Социальная практика манипулирования общественным мнением.

Раздел IV.Социодинамика

Тема № 12. Преобразование обществ. Мировая система и процессы глобализации.

Мировая система, мировая империя, мировая экономическая система, мировое сообщество. Концепция мировых городов. Процесс и уровни глобализации в мета-истории. Риски глобализации – однородность-энтропийность системы, виртуализация жизни,  аномия общества, поляризация и неравенство в тотальном масштабе (элита/масса). Всемирные стандарты и единые правила. Проблемы национальных культур. Глокализация. Теории глобального неравенства: империализм, теория зависимости, теория мировой системы. Глобализация средств массовой информации. Негативные процессы развития глобализации: мировые эпидемии, изменение климата, терроризм, атмосферный азот. 

Тема № 13. Социальные движения. Проблема социальных изменений.

Понятие социального изменения. Преобразование общества как проблема (инакомыслие, протест, конфликт, восстание, изменение). Постепенный и скачкообразный виды социальных изменений. Системные теории – эволюционизм, катастрофизм, теория бифуркаций, теория циклов. Социальное движение. Классификация социальных движений.

Типы социальных изменений. Реформы социальные, политические, экономические. Отношения между центром и периферией. Факторы влияния на социальные изменения (физическая среда, политическая организация, культурные ориентации). Типология социальных изменений (Ш. Эйзенштадт). Революция как социальный феномен. Кратковременная революция: политическая, социальная. Долговременная революция: технологическая, демографическая, мировоззренческая. Глобальные и локальные революции. Причины революций. Теории революции. Последствия революции.

Тема № 14. Социологический анализ ситуации в современной России.

 Общее и особенное в развитии российского общества. Экономическая сфера. Политическая сфера. Духовно-культурная сфера. 

Современные социальные проблемы российского общества. Трансформация систем ценностей и моделей образа жизни в современной России. Динамика общественного мнения по важнейшим вопросам. Социально-экономическая  дифференциация российского общества. Тенденции социальной мобильности в современных условиях. Появление новых социальных слоев и групп.

Тема № 15.Прогностические концепции социального развития в XXI веке.

Футурологические концепции в социологии (Ф.Фукуяма, Э.Тоффлер, И.В. Бестужев-Лада, Н. Н. Моисеев). Концепция информационного общества.

Раздел V. Методы социологического исследования

Тема № 16.Методология и методика социологического исследования. Социологические исследования как инструмент социального познания. Понятие социального факта. Классификационные критерии социологических исследований. Уровень анализа. Исследовательская стратегия. Познавательные возможности социологического исследования. Качественное и количественное исследование. Структура социологического исследования, его эталоны и элементы

Похожие материалы

Информация о работе