Зачетные вопросы по дисциплине «Социальная экология», страница 2

24.  Общественные экологические движения: в мире, на Украине, в Крыму. Примеры крупных гражданских действий экологического характера, примеры влияния экологических идей на результаты выборов в парламенты и местные органы власти.

25.  Классификация людей, занимающихся экологией и охраной окружающей среды.

26.  Международные программы по окружающей среде. Международные конвенции по проблемам окружающей среды.

27.  Значение работ комиссии Г.Брунтланд. Решения Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, Иоганнесбурге.

28.  Определение понятия «устойчивое развитие».

29.  Понятия «экологическое мировоззрение», «экологическая идеология».

30.  Перестройка сознания человека как главный фактор решения экологических проблем. В чем отличие мировоззрения среднего современного человека от мировоззрения человека, сделавшего выбор в пользу устойчивого развития?

31.  Антропоцентризм, его экологические последствия.

32.  Природоцентризм. Основные  экоцентристские принципы.

33.  Основные пути экологизации науки, знания, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, лесного хозяйства, городского хозяйства, транспорта и др.

34.  Варианты экологических стратегий человечества.

35.  Назвать работы по курсу «Социальная экология» (книги, статьи и др.), которые были изучены в дополнение к лекционному материалу.        

                              Расширенный вариант зачетных вопросов

  1. Дать определение социальной экологии как науки. Охарактеризовать место социальной экологии в системе наук экологического профиля.
  2. Назвать главную идею, сформулированную в географическом детерминизме.
  3. Какие идеи выдвигались Л.И.Мечниковым, Э.Реклю, Дж.Маршем, Тейяр де Шарденом?
  4. Учение о ноосфере В.И.Вернадского
  5. Когда и с какой целью был создан Римский клуб?
  6. Что такое глобальное моделирование? Назвать несколько глобальных моделей.
  7. Дать определение понятиям «человек», «человечество», «общество», «социум». Какую иерархию образуют составные части человечества?
  8. В чем проявляются биологические и социальные основы человека. Почему человека называют биосоциальным существом?
  9. Перечислить и охарактеризовать потребности человека.
  10. Привести примеры псевдопотребностей. В каком направлении должна идти экологизация потребностей?
  11. Какие показатели используются при определении качества жизни? Какие показатели используются при определении  уровня развития стран?
  12. Что обычно понимается под прогрессом? В чем заключается иллюзия прогресса? Какие коррективы вносит экология в представления о качестве жизни, прогрессе, уровне развития страны?
  13. Назвать основные этапы взаимоотношений общества и природы.
  14. Дать определение понятию «присваивающее хозяйство». Какие экологические последствия имели взаимоотношения человека и природы в период присваивающего хозяйства?
  15. Дать определение понятию «производящее хозяйство». Как изменились отношения человека и природы при переходе к производящему хозяйству?
  16. Когда и почему произошла неолитическая революция.
  17. Когда и почему произошла вторая сельскохозяйственная революция.
  18. Когда произошла промышленная революция?  К каким изменениям в мире она привела?
  19. Каковы главные черты постиндустриального общества.
  20. Когда начался переход человечества к информационному обществу? Назвать главные черты информационного общества.
  21. Каковы причины, приведшие к возникновению глобального экологического кризиса?
  22. Перечислить экологические кризисы в прошлом. Как экологические кризисы повлияли на развитие отдельных стран и человечества в целом?
  23. Назвать регионы, являющиеся прародиной человечества. В каких районах мира обнаружены останки древнейших людей? Назвать древнейшие земные цивилизации.
  24. Как происходило расселение людей по Земле? Как размещалось население Земли в начале новой эры? Как размещалось население Земли к 1500 году, в настоящее время?
  25. Когда начался демографический взрыв и каковы его причины?
  26. Как определяется общий коэффициент рождаемости? Как определяется общий коэффициент смертности? Каковы величины коэффициента рождаемости в промышленно развитых странах, в развивающихся странах?
  27. Как определяется коэффициент естественного движения населения?
  28. Как выглядят диаграммы возрастной структуры населения в промышленно развитых странах, в развивающихся странах, в других типах стран?
  29. Каковы факторы стабилизации численности населения?
  30. Экономические рычаги регулирования численности населения.
  31. В чем проявляются различия в характере решения проблем окружающей среды в странах, имеющих -   различный политический строй;