Достижения и проблемы развития кооперации Испании. Проблемы и перспективы развития сферы кооперативной торговли на Украине, страница 3

Столь значительное сокращение объемов товарооборота обуслов­ливает необходимость анализа объективного характера изменений, произошедших в сфере торговой деятельности Укоопсоюза.

Актуальность такого анализа обуславливается, как минимум, дву­мя причинами. Во-первых, необходимо полностью учесть опыт, кото­рый приобрели организации Укоопсоюза в специфической сфере оте­чественной торговли на селе в условиях плановой экономики, а также при переходе к рынку. Во-вторых, с узкоэкономической точки зрения не стоит игнорировать сохранившийся сравнительно весомый хозяй­ственный потенциал, определение путей и форм наиболее целесооб­разного и эффективного использования которого может иметь важное практическое значение, например, с точки зрения уменьшения по­требности в ресурсах для инвестирования в рыночную инфраструкту­ру села.

При этом важен системный подход к анализу изменений в сфере торговой деятельности организаций потребительской кооперации. Данный анализ, на наш взгляд, должен проводиться в нескольких ас­пектах, которые учитывают основные факторы развития потреби­тельского рынка торговли предметами потребления. К ним относится, во-первых, исторический аспект. Потребительский рынок, торговля предметами потребления возникли не с началом рыночной трансфор­мации экономики. Большинство факторов, которые обуславливали развитие сферы торговли в плановой экономике, продолжают влиять на нее и в условиях рыночных преобразований, содействуя сохране­нию тех или иных тенденций, закономерностей, порождая опреде­ленные инерционные процессы и т. п. Во-вторых, сельский потреби­тельский рынок является органической, но обособленной частью, специфическим сегментом внутреннего потребительского рынка, на­ходится с ним и со смежным сегментом — городским потребительским рынком — а динамической взаимосвязи, изменяется под его влиянием и, вместе с тем,  сам влияет на городской рынок и потреби­тельский рынок страны в целом. В-третьих, в Украине, как и в боль­шинстве других постсоциалистических стран, в отличие от городско­го   потребительского  рынка,  развитие  сельского   потребительского рынка в условиях плановой экономики и  в период ее рыночной трансформации определялось социально-экономической  политикой государства и непосредственно государственной аграрной политикой. Оценивая нынешнюю роль кооперативной торговли, следует так­же иметь в виду, что в условиях рыночной трансформации экономики Украины сам тип хозяйствования, который формируется (рыночная экономика), по своему содержанию исключает ситуацию, при кото­рой организации потребительской кооперации оставались бы, как это было в плановой экономике, единственными субъектами торговой деятельности на сельском потребительском рынке.

Следует отметить, что изменения в общем объеме, структуре размещении розничного товарооборота в конечном счете обуславли­ваются двумя определяющими факторами: объемом предложения и объемом платежеспособного спроса. Анализ показал, что в основе вышеуказанных изменений находятся факторы, связанные со сниже­нием емкости рынка и деформациями в структуре спроса, что вызва­но падением реальных денежных доходов населения.

По данным официальной статистики, увеличение стоимости объе­мов покупки товаров населением произошло в основном за счет ин­фляции. Увеличение физических объемов покупки товаров сдержива­ется рядом факторов, связанных с изменением объемов и структуры денежных доходов и расходов населения. Поэтому важным становит­ся формирование сельского потребительского рынка, адекватного условиям развитых рыночных отношений. Одной из решающих пред­посылок этого должен быть переход в сфере сельского товарного об­ращения от  преобладающих упрощенных  форм  обмена (прямого товарообмена «Т-Т») и квазирыночной формы, в которой эквивален­том являются не деньги, а какой-либо другой товар («Т-Т-Т»), к раз­вернутой форме товарно-денежных отношений («Т-Д-Т»). Только при этом условии возможно достижение эквивалентного обмена на товарных рынках, эффективное взаимодействие аграрного и сельско­го потребительского рынка с рынками денег, капитала и т. п.

Таким образом, необходимым условием развития сферы коопера­тивной торговли является формирование адекватных экономических отношений на сельском потребительском рынке.

По данной главе можно сделать следующий вывод:

   В переходной экономике Украины все более актуальной становит­ся проблема поиска путей закрепления положительных экономиче­ских тенденций и трансформирования их в социальные, в том числе возрождения функций и социально-экономической роли системы по­требительской кооперации. Наиболее важной является проблема уси­ления влияния этой системы на развитие отношений на внутреннем потребительском рынке, особенно сельском, от решения которой в значительной мере зависит обеспечение стабильного социально-экономического развития страны.