Правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций, страница 4

            В зоне усиленного радиоэкологического контроля запрещается строительство рекреационных объектов, привлечение к работе школьников, студентов.

            Дополнительные критерии  загрязнения почв, а также критерии размежевания категорий зон, устанавливаются национальной комиссией по радиационной защите населения Украины. Границы зон устанавливаются и пересматриваются на основании экспертных заключений.

            ЗУ от 14.03.2006 г. «Об общегосударственной программе преодоления последствий Чернобыльской катастрофы на 2006-2010 года» предусмотрены мероприятия по улучшению окружающей среды.

3.

            Предотвращение и ликвидация ЧЭС представляет собой комплекс определенных необходимых разнообразных мероприятий. Основная задача – это выявление и минимизация экологических рисков для среды и здоровья людей, связанный с возникновением ЧС природного и техногенного характера. Для этого необходимо прогнозирование и выявление потенциальных угроз. Разработка и осуществление мер по снижению риска ЧС, обучение населения правилам поведения, способам защиты.

            В Украине существует единая система предупреждения и реагирования на ЧЭС (единая государственная система гражданской защиты населения и территорий ЕГС), которая определена ст.1 ЗУ «О правових основах гражданской защиты» от 24.06.2004 г. ЕГС состоит из координирующих органов - Совета национальной безопасности, Госкомиссии по вопросам техногенной экологической безопасности и ЧЭС, Национального совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, специальная правительственная комиссия по каждой ЧЭС.

            Постоянные органы – КабМин, МЧС, управлений ЧЭС министерств и ведомств (общегосударственный уровень).

            Региональный уровень – координирующие органы комиссии областных госадминистраций по вопросам техногенной экологической безопасности и ЧЭС. Постоянный орган – областные госадминистрации, органы управления ЧЭС

            Такие же органы на местном уровне и объектовом. (Постановление КабМина от 03.06. 1998 г. №1198 «О единой гос. Системе предупреждения и  реагирования на ЧС).

            В ВР Украине действует комитет. Управление осуществляет МЧС, который осуществляет контроль и надзор за состоянием техногенной безопасности, разрабатывает проекты программ и прогнозов.

            Госкомиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС осуществляет координацию взаимодействия между органами. Готовит информацию президенту и Кабмину о примененных средствах реагирования на сложившуюся ситуацию. 21.11.2003 г. создана специальная (военизированная) аварийно-спасательная служба МЧС Украины (ГСВАСС.

            Оповещение и связь в ЧС обеспечивается с помощью единой национальной системы связи (ЕНСС). Система оповещения об угрозе и возникновении ЧС обеспечивается органами ГО. На случай угрозы  или возникновения ЧС  в каждой области созданы региональные системы централизованного оповещения местных органов власти и населения. Система связи ГО в случае угрозы охватывает сеть связи МЧС, каналы и средства связи, телерадио каналы, связь местных органов власти, предприятий, учреждений.

            Информация в сфере защиты населения и территории от ЧЭС, а также деятельность госорагнов и местного самоуправления является открытой и гласной. Порядок сбора информации и обмен ею определен регламентом информационного обмена между пользователями Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам ЧС, утвержденной КабМином. Эта информация о прогнозируемых и возникающих ЧС, о последствиях, о радиационной, химической взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующей территории. Соответствующие органы обязаны оперативной и достоверно информировать население через СМИ о состоянии защиты населения и территорий ЧЭС, а также о применении мер обеспечивающих безопасность.

            Приоритетная задача для государства является защита населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера. Под защитой понимается система организационных, технических, медико-биологических, финансово-экономических, правовых и др. мер по предотвращению и ликвидации ЧС. Правовой основой защиты является Конституция, ЗУ «О правовых основах гражданской защиты», «О гражданской обороне Украины», «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О правовом режиме военного времени» и др. Принципы защиты базируются на положениях Женевской конференции о защите жертв войны и дополнительных международных актах к ней: плата за риск; свобода информации о безопасности человека, учета общественного мнения; нулевого приемлемого риска. Основные средства защиты – наблюдение, контроль, сертификация, нормирование, стандартизация, лицензирование, оповещение и информирование населения.