Подшипники качения: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине "Детали машин", страница 2

Пятая и шестая цифры справа указывают конструктивные особенности подшипника, такие как угол -контакта тел качения с обоймой, наличие встроенных уплотнений, стопорные канавки на наружном кольце и т.п.

Цифры 6, 5, 4,5; 4,3 и 2, стоящие через тире перед условным обозначением подшипника, обозначают его класс точности. Нормальный класс точности обозначается цифрой 0 , которая не указывается.  Если нет особых обоснований следует применять нулевой класс точности, как самый дешевый.

Буквенные обозначения могут стоять перед и после цифрового обозначения. Они характеризуют материал сепаратора, материалы деталей подшипников, специальные требования по шуму и т.п.

Подшипниковые кольца и тела качения изготавливают из высококачественных сталей марок ШХ15, ШХ15СГ, а также специальных сталей марок 9Х18Ш, ЭН347Ш, Н36ХТЮ. Для уменьшения трения и износа тела качения и поверхность беговой дорожки колец должны обладать большой твердостью (HRC 61-65).

Грузоподъемность роликоподшипников при тех же габаритных размерах значительно выше, чем шарикоподшипников, однако потери на трение в роликоподшипниках больше, чем в шариковых: значение коэффициента трения для шарикоподшипников ƒ=0,001-0,004, для роликоподшипников ƒ=0,0025-0,01. Роликоподшипники  более чувствительны к перекосу валов.

         Подшипники с витыми роликами хорошо противостоят ударным радиальным нагрузкам и менее чувствительны к перекосам, чем подшипники с длинными цилиндрическими роликами.

         Игольчатые подшипники предназначены для восприятия больших радиальных нагрузок в опорах, размеры которых ограничены по диаметру. Тела качения игольчатых подшипников представляют собой длинные ролики диаметром не свыше 5 мм и длинной от 4 до 12 диаметров. В подшипниках они укладываются без сепараторов, почти вплотную друг к другу. Могут работать как при малых, так и при больших оборотах.

         Радиальные подшипники качения предназначены для восприятия главным образом радиальных нагрузок. Однорядные радиальные шарикоподшипники кроме радиальной нагрузки могут воспринимать осевую нагрузку в пределах до 35 % от недоиспользованной радиальной. Допускаемый угол перекоса Являются наиболее массовыми, наиболее быстроходными, наиболее массовыми. Радиальные роликовые (с короткими цилиндрическими роликами) подшипники: дороже шариковых, уступают им по скорости, но выше по нагрузочной способности. Осевую нагрузку  - не воспринимают, требуют повышенной точности посадочных мест:

Радиальные шариковые сферические двухрядные: уступают шариковым радиальным ПК по быстроходности, хуже воспринимают осевую нагрузку ( один ряд тел качения – нагружается, другой – разгружается; обладают наибольшим допускаемым углом перекоса:  Радиальные роликовые сферические: обладают большей нагрузочной способностью; меньшей предельной частотой вращения nmax,

Роликовые игольчатые ПК: обладают наибольшей нагрузочной способностью (по радиальной нагрузке), осевую силу – не воспринимают; из-за отсутствия сепаратора имеют повышенные потери на трения; предъявляют высокие требования к точности посадочных мест и практически не допускают перекосов; малые диаметральные габариты (+); для уменьшения габаритов иногда используются без колец;

Радиальные роликовые с витыми роликами: полые ролики в виде навитой ленты; обладают низкой нагрузочной способностью и повышенными упругими свойствами, что способствует улучшению динамических свойств системы; менее чувствительны к загрязнению (+); обладают ограниченной чпстотой вращения и сложностью  изготовления. В настоящее время имеют ограниченной применение.

         Радиально - упорные шариковые  и роликовые подшипники предназначаются для восприятия одновременно действующих радиальных и осевых нагрузок одного направления. Эти подшипники могут воспринимать кроме того только осевые нагрузки. Радиально - упорные шариковые  ПК сложны в изготовлении, дороги, у ступают по быстроходности шариковым радиальным ПК; сепараторы изготавливаются из латуни или текстолита. Роликовые конические ПК обладают высокой нагрузочной способностью; съемное наружное кольцо (для удобства монтажа и регулировки зазоров); быстроходность – меньше, чем у шариковых;