Республика Дагестан. Религиозная обстановка в стране. Традиционные праздники и обряды, страница 6

Северный Кавказ принадлежит к числу регионов, где свято  почитают традиции своего народа. С давних времен здесь уважительно относятся к  старикам. На протяжении веков и тысячелетий именно старики руководили разного рода структурами и институтами и, в частности, медиаторскими (третейскими) судами, решения которых не подлежат пересмотру и обжалованию. Они были знатоками и хранителями норм обычного права.

Древние корни имеют не только обычаи кровной мести, но и миротворческие традиции, опыт народной дипломатии.

На Северном Кавказе в народном мировоззрении приоритеты отдавались положительным духовным ценностям: традиционному гостеприимству, культу старших, уважительному отношению к женщине, признанию высшими добродетелями рыцарского благородства в обхождении с людьми. Здесь же издревле существовали обычаи и традиции, помогавшие преодолевать ссоры, национальные междоусобицы и др. Это контакты духовенства на предмет умиротворения.

У некоторых народов Северного Кавказа до недавнего времени сохранялся обычай, по которому женщина, сняв головной платок и бросив его на землю или же просто обнажив голову, мгновенно останавливала любое столкновение мужчин, в том числе и вооруженное.

Для народов Северного Кавказа отношения с ближними и дальними соседями имели большое значение. Это проявлялось в формах куначества, взаимных браках, побратимстве т.д. Последняя форма могла использоваться для закрепления связей как в отношении отдельных общин, так и целых народностей. Отношения побратимства оформлялись соответствующими празднествами, жертвоприношениями и обрядами. Обычай гостеприимства мог распространяться на целые племена и роды, если последние прибегали к переселению на дагестанские земли под давлением врагов.

Традиции народной дипломатии, обычаи народов Дагестана получили широкое распространение при урегулировании межэтнических конфликтов. Обострение межнациональных противоречий при резком ослаблении государственных правоохранительных органов на Северном Кавказе заставили дагестанских политиков все чаще прибегать к традиционным механизмам разрешения межобщинных споров. Для характеристики этого явления достаточно отметить создание в сентябре 1992 г. лакского молодежного комитета “Маслиат”, а затем объединение представителей разных партий и национальных движений Дагестана в общественное движение под тем же названием в феврале 1994 года. Имя этих организаций взято из практики адата (обычного права) горцев-мусульман и означает торжественное примирение враждующих общин. Кроме того, неоднократные обращения к традициям адата и примирения по шариату прозвучали во время чеченско-лакского столкновения осенью 1992 года, аваро-кумыкских поземельных споров 1991-1994 гг., в ходе лезгино-азербайджанского конфликта в Дербенте в мае 1994 г. В последнее время к возвращению к мусульманским традициям урегулирования конфликтов стала призывать и Конфедерация народов Кавказа.

К важнейшим общественным темам исторического прошлого Дагестана относится Кавказская война. Больше года шла в Дагестане подготовка празднования 200-летия со дня рождения имама Дагестана и Чечни Шамиля. Торжества по случаю 200-летия проходили на протяжении всего 1997 г. Регулярно в большинстве печатных изданий помещались материалы, посвященные Шамилю и Кавказской войне. Были проведены различные мероприятия: международные научные конференции, торжественные собрания, в том числе, во многих городах России, связанных с жизнью и деятельностью Шамиля, проводились также спортивные состязания во всех районах республики по традиционным видах спорта. Оргкомитет по проведению торжеств возглавлял первый вице-премьер Правительства РД. Поток публикаций о Кавказской войне и Шамиле не ослабевает и до настоящего времени.

Нередки случаи, когда некоторые экстремистские силы преднамеренно искажают историю Кавказской войны, пытаются использовать имя имама Шамиля в качестве знамени при реализации своих преступных политических замыслов. На самом же деле ничего общего они с этим мудрым политическим лидером не имеют, так как Шамиль, убывая в Медину, клятвенно пообещал Императору Александру II никогда не причинять вреда России.