Технологическая телефонная связь на участке железной дороги: Учебное пособие, страница 3

Оптический телеграф применялся на отдельных дорогах, например Уральской, до 1870 г. [65,139,177].

В 1881 г. военный инженер Г.Г. Игнатьев разработал систему телефонирования по телеграфным проводам [17].

В 1891 г. талантливый русский изобретатель Е.М. Гвоздев разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования[53]. С 1895 г. на телеграфных столбах стали подвешивать провода и для телефонной связи. Профессор Петербургского электротехнического института П.Д. Войнаровский и инженер А.А. Новицкий разработали в 1897 г. проект телефонной связи по медным проводам между Петербургом и Москвой, в котором предусматривалось скрещивание проводов для уменьшения помех со стороны телеграфной линии. Этот проект, осуществленный в 1898 г., имел важное значение для развития телефонных сетей на железных дорогах [135]. Основным телеграфным аппаратом, который применяли на железных дорогах с 1854 г. был аппарат Морзе, простой в обслуживании и надежный в работе[108].

С 1909 г. на дорогах России начали внедрять буквопечатающие телеграфные аппараты Бодо, которые обладали значительными преимуществами по сравнению с другими. Главным из них являлась возможность передавать по одному проводу  несколько телеграмм одновременно как в одном направлении, так и навстречу друг другу. Энтузиастом внедрения аппаратов  Бодо  был инженер  Д.С. Пашенцев (в последствии профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта). В 1916 г. он издал книгу «Аппараты Бодо» и инструкцию по их эксплуатации.

К 1917 г. аппараты Бодо обслуживали 12 тыс. км линий связи на Привислинской, Юго-Западной, Сызрано-Вяземской, Екатерининской, Южной, Северной, Северо-Западной, Николаевской, и Самаро-Златоустовской железных дорогах [73]. Кроме того, применялись аппараты Бреге, Якоби и быстродействующие аппараты Сименса и Уитстона [17,50,128].

Первые опыты по применению телефонной связи для организации и руководства технологическими процессами на железнодорожном транспорте относятся к 1880 г. и связаны с именем инженера П. М. Голубицкого* [14,24,36,50,155-157,197]. Он предложил, а затем практически осуществил связь между железнодорожными станциями и путевыми будками, расположенными на перегонах; между бригадой остановившегося в пути поезда и станцией; разработал и внедрил специальные поездные телефонные аппараты и др., что явилось прообразом существующих ныне перегонной связи ПГС и связи с охраняемыми переездами ОПС.

В 1883 г. П. М. Голубицкий в паровозном депо Николаевской (ныне Октябрьской)  дороги оборудовал ручную телефонную станцию на 10 линий, организовав впервые в мире внутрипроизводственную телефонную связь на железнодорожном транспорте[45,128]. П.М. Голубицкий также изобрел (1883 г.) микрофон с угольным порошком, весьма повысившего чувствительность аппаратуры и позволившим обеспечить передачу звука на расстояние около 350 км, в то время как телефоны Алехандра Грейхэма Белла были пригодны __________________________________________________________

* Голубицкий Павел Михайлович [16(28).03.1845 Таруса, ныне Калужская обл. – 27.01(09.02).1911, там же] выдающийся русский изобретатель, пионер изобретательства в области телефонной техники в России. В 1870 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета. С 1878 г. работал главным инженером мастерских Бендеро-Галацкой ж.д. Автор многих телефонных систем, впервые внедренных на железнодорожном транспорте для организации и руководства технологическими процессами.

для работы только на расстояние порядка 10 км; первым объединил микрофон и телефон в  микротелефонную трубку (1885г.); изобрел телефонную гарнитуру с оголовьем для телефонисток; разработал систему централизованного питания телефонной линии (систему  центральной батареи ЦБ) и  др. [17,65,123].

На рисунке 1 показано как внешне выглядел переносной   телефон-

ный аппарат системы П. М. Голубицкого, на  рисунке 2– включение       поездного телефонно-го аппарата в линию связи, а на рисунке 3 ­– его принципиальная схема [134].