Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 7

В своей периодизации психосоциального развития Э. Эриксон использует для описания возрастов термин «чувство» [72, c. 35]. Оно пронизывает всего человека с его сознанием и бессознательным, так же как «чувство здоровья» или «чувство нездоровья», и имеет три измерения (и, соответственно, три метода обнаружения и работы с ним):

-  способы переживания опыта (интроспекция);

-  способы поведения (наблюдение);

-  бессознательные внутренние состояния (тесты и психоанализ).

При этом основой хорошего самочувствия является совпадение собственного мнения человека о себе и мнения о нем других.

Заметим, что похожие представления есть и у отечественных психологов. Так, Л.И. Божович отмечает, что возрастно-специфические ожидания и требования к ребенку (характеристики его объективного положения в системе общественных отношений) напрямую реализуются взрослыми во взаимодействии. «Это вызывает у ребенка стремление ответить предъявляемым требованиям, справиться с поставленными задачами, так как только в этом случае он чувствует себя на уровне занимаемого положения и испытывает эмоциональное благополучие» [6, с.188].

Итак, по Эриксону, основное, что задает идентификационный процесс – это наличие противоречия или возрастной задачи, которую ребенок хочет решить для достижения чувства причастности и самотождественности – идентичности. При этом подчеркивается принципиальная зависимость индивидуального равзивия и развития общества. Однако, по мнению Д.И. Фельдштейна, «Эриксон далек от анализа конкретных механизмов, которые соединяют развитие индивида и развитие общества. Из его теории выпадает то важнейшее звено, которое в отечественной психологии вслед за Л.С. Выготским обозначают как «социальная ситуация развития». [51, с161-162]. На наш же взгляд процесс идентификации и социальная ситуация развития являются взаимодополняющими понятиями, которые, по сути, описывают одну онтологию – развитие.

Л.С. Выготский «пытался раскрыть не только его (психического развития, - ММ) внутреннюю логику, но и понять связь психического развития ребенка с воздействием организма и среды. <…> Любой элемент среды по-разному воздействует на ребенка в зависимости от того, на какой стадии развития находится сам ребенок» (по [5, с. 151 - 152]). Выготский отмечает, что отношение между личностью ребенка и его социальной средой на каждой ступени развития подвижно. Такое своеобразное отношение внутренних процессов развития и внешних условий есть социальная ситуация развития в данном возрасте, которая определяет формы и пути приобретения новообразования и индивидуально складывается к началу какого-то возраста [13].

Единицей в изучении социальной ситуации развития является переживание – как внутреннее отношение к чему-то, определяющее влияние элементов среды, которое представляет собой как бы узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств. [6,12]. Социальная ситуация развития возникает не в момент внешнего изменения обстановки, а в момент смены переживаний ребенком этой среды, обстановки [12]. Это же отмечал Эр. Штерн, писавший, что «в зависимости от того, какая ценность переживается, как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность» [3]. То есть, каждому возрасту соответствует определенный тип ситуаций, в которых ребенок себя чувствует, и которые даны ребенку в переживании, в особой эмоциональной форме отражающем степень удовлетворения потребностей ребенка. Эмоции «являются как бы результатом оценки самим же организмом своего отношения со средой» они возникают в «критические и катастрофические минуты поведения» и стимулируют его. Из всего предлагаемого взрослым, средой ребенок выбирает лишь то, что поможет ему достичь цели возраста — новообразования (как того, что определяет весь ход развития ребенка в данный период) [12, с.248]. П.Г. Бельский так же рассматривает эмоцию как двухсторонний процесс, включающий в себя как переживание, так и побуждение. Переживание «осведомляет» субъекта о его отношениях со средой и в соответствии с этим ориентирует его поведение «побуждая субъекта действовать в направлении, уменьшающем или полностью ликвидирующем возникший «разлад»» [5, с. 160].