Проектирование образовательной перспективы как форма идентификации в старшем школьном возрасте (магистерская диссертация), страница 23

Специфические черты проектирования, однозначно характеризующие данный метод:

Выстраивание новой деятельности или организация по-новому старой деятельности, внесение в нее существенных изменений.

Моделирование деятельности до ее осуществленияпо логике «с конца» (этапы увеличение степени конкретизации), результатом которой является схема (графическое изображение желаемого объекта) или подробное описание будущей деятельности.

Согласование целей и средств достижения (как основное содержание процесса проектирования и центральный его этап – концептуализация).

Анализ и оценка наличных ресурсов (присутствует на всех этапах проектирования).

Планирование реализации проекта (распределение ресурсов разного рода, для максимальной эффективностьи достижения).

Субъектность и позиционирование в процессе проектирования.

Координация действий с другими людьми в процессе проектирования и осуществления проекта.

Все эти действия являются необходимыми условиями эффективного разворачивания деятельности проектирования.

Глава 4. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РАССМОТРЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВОЗРАСТА

4.1. Основные феноменологические черты раннего юношества

Поскольку содержательно старший школьный возраст еще не задан в генетических периодизациях развития, мы считаем необходимым обратиться к рассмотрению феноменологии старшего школьного возраста, заданной в описательных исследованиях и феноменологических периодизациях с целью выявления основного психологического деятельностного содержания возраста. Итак, за счет анализа описаний феноменов обнаруживается несколько самых важных черт – штрихов, элементов  в общей феноменологической «картине возраста».

Практически все авторы, писавшие о старшем школьном возрасте, психологи и педагоги, которые работают с этим возрастом, родители старшеклассников, да и сами юноши и девушки, замечают, что данный возраст отличается от всех остальных своей романтичностью. Имеется в виду романтичность в двух смыслах. Во-первых, юношество задано в культуре как любимый возраст – все хотят попасть в него побыстрее и выйти попозже [21]. Возможно, это связывается с тем, что данный возраст соотносится с эпохой романтизма в истории развития человечества.[10] Во-вторых, сами юноши и девушки являются «романтичными личностями» [73 и др.]. Это выражается в их усиленном интересе к политике и идеалам (вступление в различные общественные организации и партии), в стремлении к совершению подвига (каждый молодой человек мечтал спасти прекрасную принцессу, а каждая девушка мечтала уехать с принцем на белом коне) и реальные совершения благородных поступков в жизни. А так же в интересе к представлениям различных культур о мироустройстве (интерес к «глобальным проблемам», обсуждение данной тематики с референтными людьми [15 и др.]) и стремлении решать свою судьбу в мировом масштабе [6], в эстетическом восприятии действительности (у юноши большая палитра чувств, чем у подростка, и он может позволить себе «скупую мужскую слезу»).

Второе, что отмечается почти всеми – это юношеская дружба и влюбленность. Она проявляется как в «мыслях о нем, о ней» [73], в представлениях о семейной жизни [5,22], в кокетстве, флирте, мечтательном поклонении – как вариантах любовных «серьезных игр» [61], а так же в реальных пробах отношений, которые индивидуально различаются от идеализации одного друга до беспорядочной смены объектов любви без какой либо единой линии увлечения.

Третьим важным комплексом феноменов старшего школьного возраста является так называемая устремленность в будущее, построение жизненных планов, выработка собственного мировоззрения и ценностей [5,15,17,22,26, 34,52,73 и др.]. Данный феноменологический аспект возраста является наиболее исследованным и описывается в литературе как личностное самоопределение. Л.И. Божович отмечает, что самоопределение в контексте возраста может рассматриваться двояко как процесс и как новообразование, которое складывается к концу старшего школьного возраста. При этом проблема самоопределения, поиск цели и смысла существования продолжается на всем протяжении юношеского возраста, хотя и возникает впервые в старшем школьном, как важный фактор психического развития [5].