Педология подростка, страница 2

Но у ребенка господствует линия органического развития, в юношеском возрасте линия исторического развития. В переходном возрасте происходит их смена. Для рёбенка характерно то, что его органическое и культурное развитие конвергируют, сливаются в один процесс, культурное развитие совершается, как органическое. Для ребенка характерно, например, овладение речью до понимания ее значения, «натуральное» отношение к языку. Ребенок овладевает культурой, как природой; он овладевает ее природной стороной. Он научается говорить так же, как он научается ходить. Не то у юноши.

Здесь доминирует культурное развитие. Самые органические процессы развития здесь вовлекаются в русло культурного развития. Если ребенок научается речи так же, как ходьбе, и овладевает природной основой культурных процессов, то у подростка, напротив, природное раскрывается в культурных формах, которые часто вызревают раньше, чем их органическая основа. Гегель, выразил бы это различие между ребенком и подростком, сказав, что ребенок есть существо в себе; а подросток становится существом для себя (Е. Аркин).

Вот это превращение организма ребенка из существа в себе в существо для себя мы и называем процессом образования личности.

От зрелого состояния и даже юности эпоха полового созревания отличается тем, что она есть пора становления личности. Подросток, как верно замечает Шпрангер, не понимает сам себя. Он еще не стал существом для себя. Он находится в процессе становления. Но он перестал уже быть существом в себе. «В себе» и «для себя» у него разъединено: в этом основной факт переходного возраста и основная черта его структуры. Состояние зрелости характеризуется слиянием того и другого момента. Итак, становление личности отличается от ее развитого состояния тем, что в первом случае органическое и личностное начало находится в сложном взаимодействии, в конфликте, в борьбе, в разъединении; во втором они сложно синтезированы, приведены к единству, неразделимо слиты.

Шпрангер в заключительных словах своей «Психологии юношеского возраста», отмечая, что юность не только дает права, но и обязывает, говорит: Was das Leben uns verspricht, das sollen wir dem Leben halten (что жизнь нам обещает, то мы должны сдержать по отношению к ней). Это можно сказать только о подростке, становящемся существом для себя, впервые завоевывающем для себя ту высшую форму необходимости, которая отличает человека, которая возникает только в процессе исторического развития, которую называют свободой воли и которая состоит, как говорит Энгельс, - в господстве над природой и над самим собой — господстве, основанном на познании естественной необходимости.

Представить это коренное изменение в процессе развития, как необходимый и естественно возникающий результат расщепления трех точек созревания, такова наша основная задача. Сравнительное и генетическое изучение трех форм полового созревания — натуральной, примитивной и культурной — таков наш метод.

Мы решаемся заключить отсюда, что несовпадение трех точек созревания возникло у человека в силу удлинения периода его развития, растягивания его детства, вынесения линии развития за черту полового созревания. Мы еще слишком мало знаем из биологии детства для того, чтобы строить какие-либо предположения о том, когда и как это произошло. Но одно представляется в свете наших знаний о длительности детства несомненным уже сейчас: усложнение человеческого организма и форм его приспособления, усложнение окружающей человека среды - вот два основных момента, которые должны были вызвать удлинение человеческого детства, вынесение его за черту полового созревания. Вспомним, что у животных длительность детства является функцией от сложности организма и изменчивости среды. Вспомним далее, что биологическая функция самого детства состоит в приспособлении наследственных задатков к изменчивым условиям среды, и мы вправе будем предположить, что удлинение человеческого детства связано с началом исторической жизни человечества.