Особенности общей и частной самооценки, страница 2

Методика основана на косвенной процедуре измерения и позволяет избежать феномена социальной желательности и излишнего вербализма при самооценивании. Выявляемая в эксперименте общая самооценка отражает степень принятия себя, меру удовлетворенности собой; системы  частных самооценок позволяют судить об особенностях конкретных представлений о себе.

Помимо классических шкал мы предлагали  дополнительные шкалы:

«Какой я сейчас по отношению с успешным профессионалом,»

Важнее всего для нас было увидеть особенности самооценок на  введенных нами шкалах и особенности общей и частной самооценки.

В Интервью полагались шкалы:

·  наличие соотношения черт характера успешного человека и собственных черт

·  наличие некоторого списка знаний умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы

·  сегодняшние действия для будущего пофессионального роста

·  инициативность, самостоятельность

·  использование чьего-либо опыта.

И методика локус контроля по шкале Роттера.

В данном исследовании принимало участие 28 человек, работающих в организациях на постоянном месте работы не более пяти-семи лет, так как этот срок работы указывает нам, что человек, вероятнее всего, находится на этапе становления карьеры, имеет определенный опыт работы, но в то же время имеет и обширную сферу для построения дальнейшей карьеры. В исследовании принимали участие младшие и средние менеджеры, находящиеся в условиях возможного карьерного роста.

По итогам проведенного нами исследования на наличие образа будущего мы разделили ответы испытуемых на две группы: первая – с образом будущего – 12 человек, вторая – без ообраза будущего- 16 человек.

Группа № 1.

1.  Вошедшие в нее люди перечислили необходимые для профессионального роста навыки, знания умения и свойства, соотнося их с теми, что имеются у них. Они проявляют инициативу в работе, используют опыт и мнения более опытных и успешных профессионалов. Принимают решения самостоятельно, выделяют способы достижения результатов и видят возможные пути дальнейшего развития их карьеры и виды деятельности на которые они претендуют.

2.  В этой группе обнаружился весь набор вариаций от абсолютного принятия себя до полного непринятия. К тому же, у большинства людей в  этой группе по методике косвенного измерения системы самооценок мы обнаружили внутреннюю конфликтность, то есть непринятие себя относительно успешного профессионала. Такого противоречия не наблюдалось в случае очень высокого уровня принятия себя и в случае, когда категория успешности занимала последнее место в системе ценностей, выявленной также по методике КИСС. 

3.  Большинство людей в этой группе оказались интерналами, что говорит нам о том, что подтвердилась наша гипотеза «среди людей с наличием образа профессионального будущего можно ожидать большое количество людей с интернальным локусом контроля.»

Группа №2

1.  Некоторые в этой группе безынициативны по отношению к своей будущей профессиональной деятельности, то есть либо они предоставляют кому-либо решение этого вопроса, либо находятся под влиянием кого-либо. Так же в эту группу попали люди имеющие чисто формальную картинку своего профессионального будущего, и те, которые не представляют путей возможного развития, некоторые указывают должность без описания деятельности, или даже сферы деятельности.

2.  По измерению КИСС внутреннее противоречие обнаружилась у малого числа испытуемых, что может говорить о подтверждении гипотезы «Противоречие в самооценке способствует простраиванию профессионального будущего ,то есть наличие образа профессионального будущего соответствует неприятию себя относительно успешного профессионала».

3.  В этой группе мы можем обнаружить и экстерналов и интерналов

Итак, мы увидели существенные различия между двумя группами: с образом будущего и без него в наличии внутренней конфликтности и самооценочных противоречиях  , менее значимые различия относительно локуса контроля.