Опорный конспект дисциплины «Источники и системы теплоснабжения предприятий», страница 43

1 – коллектор ТЭЦ; 2 – магистральные ТС; 3 – распределительные ТС; 4 – секционирующая камера;
5 - секционирующая задвижка; 6 – насос; 7 – блокирующая связь

Магистральные ТС делятся на секции длиной 1-3 км с помощью секционирующих задвижек (СЗ) 5. При аварии в пределах секции СЗ отключаются на время проведения ремонта, которое зависит от диаметра магистрали и при t не должно превышать периода снижения температуры воздуха в отключённых жилых, общественных и административно-бытовых зданий от t до 12 °С. Тем сам удаётся избежать значительных потерь воды при опорожнении секции и её последующем заполнении и сократить время на эти операции.

Время ликвидации последствий аварий на магистралях большого диаметра может превышать пределы нормативного срока. На эти случаи предусматривается системное резервирование за счёт прокладки блокирующей связи 7 между соседними магистралями, а также между одной из магистралей ТЭЦ и магистралью от другого ИТ рассматриваемой или соседней СТ.

Секционионирующие задвижки размещают в секционирующих камерах 4 или помимо них, совмещая по возможности с узлами присоединения распределительных сетей. В этих узлах подача теплоносителя в распределительные сети резервируется за счёт отбора до и после секционирующей задвижки с установкой головных задвижек распределительных ТС. Подобным же образом осуществляется резервирование блокирующих связей. Секционирующие задвижки оборудуются электроприводом с автоматическим управлением и телемеханической связью с диспетчерской службой ТС.

Надёжное теплоснабжение потребителей первой категории, перерывы в подаче теплоты которым при авариях ситуаций в ТС недопустимы (специальные производства, больничные комплексы, родильные дома и т.д.), обеспечивается за счёт резервирования от кольцевых участков ТС или автономных резервных ИТ (газовых или электрических нагревателей, котельных, мобильных или стационарных ТЭЦ соответствующей мощности).

В СТ с одним ИТ при условных диаметрах транзитных магистралей
DУ ≤ 700 мм применяют радиально-тупиковые схемы ТС (рис. 5.3 [1]). В СТ крупных предприятий и городов  с теплоснабжением от 2-4 ИТ устраивают взаимную блокировку ТС за счёт создания объединённых кольцевых сетей (рис. 5.2 [1]) Объединение магистральных ТС нескольких ИТ наряду с резервированием теплоснабжения обеспечивает повышение степени использования наиболее экономичного оборудования в СТ за счет оптимального распределения нагрузки между ИТ.

В секционировании паровых магистралей нет необходимости, поскольку аварии в них редки, а масса теряемого пара при аварии невелика.

4.1.2. Прокладка и оборудование тепловых сетей

Трассировка ТС производится в соответствии с генпланом промплощадки предприятия или района застройки с учётом  материалов геодезической съемки, плана существующих и намечаемых к строительству надземных и подземных коммуникаций и сооружений, данных геологических изысканий о характеристике грунтов и высоте грунтовых вод. Магистрали необходимо прокладывать по центрам концентрации тепловых нагрузок, минимизируя длину магистральных и распределительных теплопроводов и объем работ по их строительству.

При этом должен быть обеспечен нормативный уровень надёжности и качества теплоснабжения потребителей, а также эксплуатационной безопасности ТС. В частности, запрещена совместная прокладка ТС с кислородопроводами, газопроводами, трубопроводами сжатого воздуха с давлением выше 1,6 МПа, трубопроводами легко воспламеняющихся и ядовитых сред, фекальной и ливневой канализации. Выбранное направление трассы ТС с учетом норм приближения к сооружениям и смежным коммуникациям наносится на план геодезической съемки.

Прокладка ТС бывает надземной и подземной.

Надземная прокладка