Мобилизация внутриличностных ресурсов человека для переживания кризиса зрелости, страница 2

Слайд 6

       Для определения образа себя испытуемым надо было оценить два объекта (я реальный и я идеальный) при помощи шкал, составляющих семантический дифференциал.

Количество испытуемых, чьи оценки образа себя реального и идеального положительно коррелируют (>0,7) оказалось (17%) т.е. 2 человека из 12.

Отрицательные значения коэффициентов корреляции получены у десяти испытуемых, что составляет 83 % от общего их числа.

Вывод: Таким образом, полученные данные на 1 этапе исследования  позволяют  сделать  вывод, что большинство испытуемых находились в состоянии переживания кризиса. Также в предварительном исследовании испытуемые, продемонстрировавшие симптомы кризиса также продемонстрировали рассогласование между образами «Я-реального» и «Я-идеального», у тех испытуемых, у которых симптомов кризиса не обнаружено рассогласованности нет. Рабочая гипотеза  подтвердилась.

На втором этапе проводилась диагностика характеристик эмоциональной компетентности. В дальнейшем работа проводилась с выборкой из 10 человек, переживающих кризис.

Слайд 7

Для определения способности осознавать собственные эмоции и эмоции окружающих мы применили методику И.М.Юсупова исследования  способности к сопереживанию, а для определения способности эффективно управлять эмоциями – тест М. Снайдера на оценку самоконтроля в общении.

 Слайд 8

Вывод: В ходе исследования характеристик эмоциональной компетентности нами было замечено, что 80 % человек из группы имеют низкий и средний уровень эмпатийности, и столько же (80 % человек из группы) не способны эффективно управлять эмоциями.

 Развитие эмоциональной компетентности человека стало третьим этапом нашей работы.

Программа состояла из тренинга на формирование позитивного отношения к себе, окружающим, к миру и расширение эмоционального диапазона в общении.

Длительность занятий 2 часа, встречи проходили два раза в неделю в течение месяца (всего 10 встреч).

Слайд 9

Задачами тренинга стало развитие:

1.  умения управлять собой (своими установками, поведением, принимать решения, справляться со стрессовыми и конфликтными ситуациями, управлять своими эмоциями);

2.  умения строить взаимоотношения с людьми (умение строить отношения доверия, уважения, уметь договариваться).

На четвертом этапе мы провели анализ тренинговой работы и полученных результатов. Мы хотели увидеть, на сколько занятия повлияли на изменения у испытуемых картины мира и появления внутренних ресурсов, которые помогут им позитивно разрешить кризис. Мы полагаем, что одним из этапов разрешения кризиса является переоценка собственного Я, формирование позитивного отношения к ситуации, появления нового ощущения относительно себя и своего окружения, также появления реалистичности устремлений, повышенное внимание к ходу своей самореализации в производственной, семейной и личной жизни.

Нами были использованы метод интервью, семантического дифференциала и наблюдение в процессе занятий.

Слайд 10

Количество испытуемых, чьи оценки образа себя реального и идеального на этапе контрольного эксперимента положительно коррелируют (>0,7) оказалось 9 из 10 (90 %).

Отрицательные значения коэффициентов корреляции получено у одного испытуемого, что составляет 10 % от общего числа.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что большая часть испытуемых группы находится на стадии преодоления кризиса. Недовольство собой исчезла, появилась уверенность в себе. Они поставили себе цели для дальнейшей жизни и наметили пути их реализации.

По результатам эксперимента видно, что чем выше уровень эмоциональной компетентности, тем больше вероятности успешного переживания кризиса. Благодаря тому, что испытуемые научились лучше управлять своими эмоциями, они стали более инициативны, быстрее находят и принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях. Тренинг помог по-новому посмотреть на себя, людей, изменить отношение к жизни, стать более успешным человеком. У 9 (90%) человек экспериментальной группы появилась направленность на активную деятельную жизнь и собственное развитие.