Личностное самоопределение в раннем юношеском возрасте, страница 2

2. Опросник социально-психологической адаптированности (СПА), разработанный в 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом. Мы использовали русифицированный вариант, адаптированный Алексеем Константиновичем Осницким (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва).

При обработке результатов применялись математические методы обработки данных: метод сравнения по средним показателям (t – критерий Стьюдента), метод линейного корреляционного анализа, метод факторного анализа.

При подборе и использовании данных методик дополнительно решалась такая исследовательская задача, как апробация инструментария для содержательного описания процесса личностного самоопределения, посредством выделения его компонентов и их взаимосвязей.

Исследование проводилось в феврале-марте 2002 года среди учащихся   11-х классов средних школ г. Норильска: юношей (44 человека) и девушек (62 человека) в возрасте 16 –17,5 лет.

После первичной обработки данных мы провели линейный корреляционный анализ для исследования связи компонентов смысловой сферы личности, которые представлены показателями методик СЖО и СПА. Именно в этих связях проявляется процесс личностного самоопределения.  Табличные данные корреляционного анализа мы представили в виде  схем.

Как мы видим, у девушек формирование внутреннего локус контроля связано с построением жизненных планов и целеполаганием. То есть, от того, насколько девушки уверены в своей способности контролировать события собственной жизни, будет зависеть, какой смысл они будут придавать жизни в будущем. Важным для них является формирование представлений о себе и отношение к собственному Я. Этот процесс взаимосвязан с формированием отношений к окружающим и к миру в целом, с целеполаганием, внутренним и внешним локус контролем и эмоциональными состояниями. Вместе с тем, построению жизненных планов девушки придают наибольшее значение, чем событиям, происходящим в их жизни в настоящем. В таблице это представлено слабыми связями и практически отсутствием таковых показателя «Процесс жизни» с остальными компонентами смысловой сферы личности.

У юношей важным является формирование внутреннего и внешнего локус контроля, с которым тесно связана степень смыслового содержания жизни в настоящем и будущем. Процесс формирования представлений о собственном “Я”, в частности процесс самопринятия и одобрения себя в целом, тесно связан с формированием отношений к окружающим людям и эмоциональной комфортностью. В отличие от девушек, юноши придают большее значение процессу жизни в настоящем.

Для выявления центральных образований смысловой сферы личности, мы использовали метод факторного анализа. Полученные данные отражены на рисунке. Метод факторного анализа позволяет нам увидеть, какие компоненты смысловой сферы личности наиболее значимы для формирования личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте. Совокупность всех показателей методик СЖО и СПА  в нашем исследовании определяет размерность факторного пространства, которое содержательно интерпретируется нами как процесс личностного самоопределения.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: центральными образованиями смысловой сферы личности в ранней юности являются обращенность в будущее, самоприятие, уверенность в возможности контролировать события собственной жизни, которые представлены следующими компонентами:

1) построение жизненных планов, целеполагание и наличие временной перспективы (цели в жизни);

2) внутренний локус – контроль, включающий убеждение, что контроль жизни возможен (локус контроль - жизнь) и отражающий веру в собственную способность осуществлять такой контроль (локус контроль - Я);

3) самопринятие, одобрение себя в целом, отношение к собственному “Я”.

- для юношей ведущим компонентом в процессе личностного самоопределения является общее мировоззренческое убеждение в том, что человеку дана возможность контролировать свою жизнь;

- для девушек - наличие в своей жизни целей в будущем