Категории конфликта и кризиса, их функции в психологии развития, страница 3

Поливанова: «Второй этап в критической фазе - этап конфликта. На данном этапе мифологизированные представления ребенка об искомой взрослости наталкиваются на внешние ограничители (старые формы взаимоотношений), часть из которых посредством конфликта обнаруживает потерю своей актуальности, с другой стороны, обнаруживается и собственная недостаточность самого ребенка, т.е. посредством конфликта создаются основания для рефлексии ребенком собственных способностей. Таким образом, конфликт выступает в качестве механизма развития, и в данном случае "позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого ребенка его собственных возможностей»

Третий смысловой контекст находится в его функции обозначения (сигнала) о том, что появляется (пробивается) новая способность, новообразование. Эта интерпретация конфликта фактически использует его, условно говоря, естественные характеристики, описанные выше, т.е. за счет возникающих трудностей делает невидимые процессы видимыми. Эта способность конфликта делает возможным специальное конструирование трудностей для обнаружения наличия новых ресурсов. Таким образом, конфликт выполняет функцию достоверной диагностики развития.

В исследованиях, лежащих в русле культурно-исторической концепции, можно отчетливо увидеть специальную организацию столкновения, причем таким образом, чтобы именно процессуальность столкновения оказалась видимой для экспериментатора. Фактически такие ситуации всегда представляют собой основу формирующих экспериментов. Обычно в таких ситуациях проектируется специальная раздвоенность, одновременная обращенность к разным основаниям и противоречивым способам действий ребёнка. (# Диагностика возникновения отношений в системе «ребенок-взрослый-предмет». Когда ребёнокосваивает действия с предметом в системе «ребёнок - общественный предмет» и, тем не менее, ориентируется на желание действовать для другого => система «ребёнок – общественный взрослый».)

Т.О!!! Можно предположить, что современная ситуация с конфликтной проблематикой в рамке решения задач психологии развития лежит в сфере исследования кризисных возрастных переходов и состоит в появлении разработок в области конфликтного конструирования. По-видимому, эта задача вполне подготовлена в культурно-исторической школе и настоятельно требует своего теоретического и прикладного решения. 

Дополнительно:

Из последней точки зрения  Хасана: Кризис развивается «на плечах конфликта». Кризис = невозможность продуктивно конфликтовать.