Категории конфликта и кризиса, их функции в психологии развития

Страницы работы

Содержание работы

№11_Категории конфликта и кризиса, их функции в психологии развития.

На западе:

Категория кризис появляется в работах Э. Эриксона. Однако понятие кризиса у него расходится с представлениями Выготского. Под кризисом развития он понимает не механизм перехода от возраста к возрасту (на западе этим вопросом можно сказать, вообще не озадачивались), а собственно сам возраст, в котором происходит конфликтный выбор из двух альтернатив дальнейшего развития (# доверие/ недоверие и т.д.). Т.О. по большому счёту кризис по Эриксону = литический период развития по Выготскому.

В отечественной психологии:

Понятие кризиса ввел Блонский. Содержательно его раскрыл Выготский, он трактовал его как необходимый период в развитии (назвал его критическим и отличал от литического): в критические периоды мы наблюдаем конструктивные кризисы развития. Развитие ребенка – динамический процесс, в котором переход от одной стадии к другой происходит революционным путем. В эти короткие периоды времени – происходят кардинальные изменения в развитии. Эти изменения не скрыты от окружающих, поэтому кризисы развития могут стать предметом особого рассмотрения.

Т.О.!!! Дальше кризис рассматривается исключительно как необходимость в развитии. => Мысль А.Н.  Леонтьева «кризис - показатель неблагополучного перехода» остаётся за кулисами. Таким образом, в данном случае вообще не различается понятие кризиса и конфликта.

Божович: дети, находящиеся в критическом периоде, – внутренне созрели для того, чтобы включиться в новые формы жизни, а внешние обстоятельства препятствуют этому, удерживая ребенка в системе прежних взаимоотношений.

К концу стабильного периода система отношений (старая ССР) исчерпывает себя и должна быть преодолена. И к этому моменту ребенок начинает видеть новую, потенциально возможную систему (идеальное) и стремится к ней. Кризис - необходимый этап освобождения новообразования от того психического контекста, в котором оно возникло, после которого новообразование становится особенностью субъекта и ребёнок вступает в новый возраст.

Л.С. Выготский предложил для анализа критического возраста деление его на 3 фазы.

1) предкретическая – открытие идеальной формы следующего возраста (понимание  всей полноты реальной формы) и идеализация ее.

2) критическая фаза – самая острая и отчётливо наблюдаемая фаза, сопряжённая с попыткой материализовать идеальную форму. На этом этапе для ребенка открывается возможность прямого воплощения идеальной формы, но преградой, ограничением для материализации идеальной формы становятся старые формы жизни и отношения =>конфликт  (внешне – трудвовоспитуемость). Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничений. По средствам конфликта оказывается, что часть ограничений действительно потеряли свою актуальность (ребёнок действительно вырос из ситуации), но и часть связана с собственной недостаточностью и неумением, неспособностью самого ребенка. Прежде чем критическая фаза завершится, должна произойти рефлексия конфликта (могу- не могу).

3) посткритическая фаза – задается новой ситуацией развития. Начало новой ведущей деятельности, нового значимого другого.

Разворачивая идеи Л.С. Выготского, К.Н. Поливанова выделяет пять этапов развертывания кризиса возрастного развития:

1.  открытие - на протяжении стабильного периода наличная форма деятельности или сотрудничества с взрослыми для ребенка остается единственной и привлекательной. На грани возрастов ребенок «открывает» факт наличия иных форм «жизни» - деятельности, сотрудничества, общения.

2.  мифологизация – представление об «идеальной форме» => немедленное буквальное воспроизведение этого пока еще очень наивного представления в собственном поведении.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0