Технико-экономические особенности ЖДТ и его место в Единой транспортной системе страны, страница 2

При выборе рациональных способов перевозок следует, возможно, более полно и эффективно учитывать особенности каждого ВТ и принимать во внимание не только экономические факторы.

Особенностью экономики транспорта является то, что при расчете расходов необходимо очень подробно учитывать технологию перевозок. С другой стороны из-за различных показателей на разных ВТ не всегда удается сопоставить одинаковые расходы на разных ВТ. Например, это связано очень часто с различными формами собственности.

Особенности ЖДТ

Главными особенностями ЖДТ являются: высокая провозная способность, регулярность перевозок и универсальность.

Максимум перевозок в нашей стране приходился на 1988 г. Грузооборот в СССР был более 4000 млрд. т-км при эксплуатационной длине 150 тыс. км. Скорость доставки грузов в сутки в среднем составляет 260 – 270 км/сут. На отдельных участках -  350 км/сут. Производительность труда на ЖДТ около 3 млн. т-км на человека в год. ЖДТ уступает по этому показателю морскому, речному и нефтепроводному. Строительство новых ЖД  - это очень капиталоемкое дело, причем основная часть затрат падает на инфраструктуру. С энергетической точки зрения, ЖДТ самый экономичный ВТ. На 10 тыс. т-км брутто идет 125 кВт часов электроэнергии, или 51 кг условного топлива. Себестоимость грузовых перевозок зависит от многих факторов: от вида тяги (электротяга дешевле, чем тепловозная и паровая), себестоимость пассажирских примерно в 2,5 – 3 раза выше, чем грузовых. Удельные капвложения также в 3 – 4 раза выше, чем при грузовых перевозках. Себестоимость зависит, в том числе, от профиля пути и от грузонапряженности.

Экономическая эффективность ЖД в значительной степени зависит от объема перевозок. ЖД быстро себя окупают при больших потоках массовых грузов. Большие потоки – это млн. тонн в год, а массовые грузы – это уголь, нефть, лес, руда и стройматериалы. ЖДТ эффективно обсуживает другие отрасли (добывающая промышленность). В пассажирских перевозках осуществляет междугородние, пригородные и внутригородские перевозки. По грузовым перевозкам ЖДТ в основном конкурирует с автомобильным, а по пассажирским – с автомобильным и воздушным. С речным транспортом конкуренция может быть только в районах, где направление реки совпадает с направлением грузопотоков.

Особенности морского транспорта (далее МТ)

  1. Наличие естественного глубоководного пути.
  2. Отсутствие ограничений по грузоподъемности суден.
  3. Малая энергоемкость.

            В условиях морей РФ средняя продолжительность навигации около 300 суток в год. Скорость доставки грузов – 330 – 550 км/сут. Себестоимость грузовых перевозок на МТ примерно в 2 раза ниже, чем на ЖДТ. А себестоимость пассажирских перевозок примерно в 30 раз выше, чем грузовых на МТ. Себестоимость перевозок зависит от вида плавания, рода груза и дальности перевозок.

Виды плавания:

  1. Линейное плавание (прямо, например, и С-Пб в Нью-Йорк);
  2. Малый каботаж – перевозки в пределах одного морского бассейна;
  3. Большой каботаж – в нескольких морских бассейнах.

Существенное влияние также оказывает и тип используемых судов, и способ организации перевозок.

МТ в нашей стране играет большую роль во внешнеторговых перевозках. А также в обслуживании районов крайнего Севера и Дальнего Востока.

Особенности речного транспорта (далее РТ)

РТ имеет примерно те же особенности, что и МТ, но имеет некоторые ограничения из-за сезонности работ, необходимости поддержания гарантированных глубин и извилистости судового хода. Путь между одними и теми же пунктами в большинстве случаев длиннее, чем по ЖД. Но есть реки, где маршрут короче, чем на ЖД.

Средняя продолжительность навигации на реках  стран СНГ – 200 суток в год. Средняя скорость доставки грузов – 280 – 300 км/сут. Себестоимость перевозок – самая низкая, чем на других ВТ. Например, в 2 раза ниже, чем на ЖДТ. Уровень производительности труда примерно такой же, как и на ЖДТ – 3 млн. т-км на человека в год.

В последние годы объем перевозок на РТ резко сократился. Это связано со значительными капвложениями на обновление судов, а также со значительными затратами на поддержание судового хода. На крупных реках практически ликвидировано движение больших судов. Подвижной состав продан за границу.

Тем не менее, РТ и озерный транспорт играет важную роль в обслуживании ряда отраслей экономики, в основном добывающей промышленности, в освоении континентальных районов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.