Технико-экономические особенности ЖДТ и его место в Единой транспортной системе страны

Страницы работы

Содержание работы

Быкадоров Сергей Александрович

2009-09-22

Лекция 3

Технико-экономические особенности ЖДТ и его место в ЕТС страны

Все виды транспорта взаимодействуют между собой. В настоящее время по протяженности ЖД, например, наша страна занимает третье место в мире. Примерно 80 тыс. км магистрального ЖДТ. Протяженность и объемы перевозок на всех видах транспорта зависят от размещения производительных сил, объемов промышленного и сельскохозяйственного производственного, численности населения, его экономической активности и подвижности.

С течением времени происходят изменения, как в объеме перевозок, так и в их структуре. Это связано с изменением экономических связей, распределения перевозок между видами транспорта. В различных странах структура грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта различна. Так, в нашей стране, ЖДТ по грузообороту выполняет более 80 % т-км (без трубопроводного транспорта) и более 40 % пассажирских перевозок по пассажиро-км. В западноевропейских странах и в Японии соотношение автомобильного и ЖД транспорта несколько другие. Например, во Франции, Германии и Японии на автомобильный транспорт приходится примерно 40 % грузовых перевозок, в Великобритании – 65 %. ЖД в Великобритании и Японии - чуть менее 20 %. Это объясняется большим объемом морских перевозок.

США:

ЖД – 32 %

Автомобильный – 23 %

ВВТ – 13 %

Морской – 14 %

Нефтепроводный – 18 %

Воздушный – менее 1 %

Сравнительная характеристика различных видов транспорта

Особенности и технико-экономическая характеристика различных видов транспорта

Степень удовлетворения различными видами транспорта отраслей экономики неодинакова. Освоение предъявляемых к перевозкам грузов зависит от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

1.  Характер и уровень развития материально-технической базы того или иного видами транспорта, что определяет возможности перевозок.

2.  Размещение транспортных средств относительно предприятий и населенных пунктов.

3.  Организация перевозочного процесса, возможности по срокам доставки грузов.

Каждый вид транспорта имеет свои формы организации производства, особое условие эксплуатационной деятельности и т.п. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта (далее ВТ) необходимо учитывать, как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы. К народнохозяйственным относятся следующие факторы:

1.  Размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков.

2.  Номенклатура выпускаемой продукции. Это определяет подвижной состав, модели, методы управления.

3.  Состояние запасов товарно-материальных ценность. Это определяет требование к транспорту по срочности доставки грузов.

Специфические транспортные факторы:

  1. Размещение сети ПС.
  2. Условие эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы.
  3. Наличие пропускной и провозной способности, техническая вооруженность, система организации перевозочного процесса.

Перечисленные факторы оказывают решающее влияние на Технико-экономические показатели каждого ВТ. Каждый ВТ обладает характерными только для него технико-экономическими и другими особенностями, которые могут быть отражены рядом показателей. Условно эти показатели можно определить в три группы:

  1. Технико-эксплуатационные (пропускная (объем в поездах, автомобилях, судах) и провозная (объем в тоннах или пассажирах) способность линий, скорость доставки грузов, регулярность перевозок, безопасность движения  и др.)
  2. Натурально-вещественные (трудоемкость единицы транспортной продукции, удельная потребность в топливе или электроэнергии, потребности в материалах и металле на единицу продукции)
  3. Стоимостные (текущие эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок, необходимые капвложения, оборотные средства с учетом грузов, находящихся в процессе перевозок, потери и другие непроизводительные расходы, связанные с утратой порчей грузов в процессе перевозок).

В ряде случаев имеет место сфера бесспорного преимущества некоторых ВТ перед другими. Например, морской транспорт при перевозках грузов между континентами. В то же время, когда перевозки между корреспондирующими пунктами могут осуществляться различными ВТ, для выбора оптимальных ВТ с народнохозяйственной точки зрения нужны специальные технико-экономические расчеты для сопоставления вариантов. В современных условиях в эпоху глобализации экономических связей необходимо рассматривать затраты с учетом интересов многих государств и регионов мира. Необходимо принимать во внимание логистические факторы, экологические факторы и политические факторы.

Похожие материалы

Информация о работе