Программа дисциплины "История философии" (Тематическое содержание курса. Планы семинарских занятий. Вопросы к контрольным работам и к экзамену), страница 7

Иррационализм как философское воззрение. Иррационализм в Х1Х веке. А.Шопенгауэр, его произведение “Мир как воля и представление “. Мировая воля как основа бытия. Иррациональная природа воли. Природа и человек как объективации воли. Этика и эстетика А.Шопенгауэра (1788-1860).

Христианский “предэкзистенциализм” С.Кьеркегора (1813-1855), его концепция бытия и человека. Этика, эстетика и религиозная концепция Кьеркегора. Важнейшие произведения.

Тема 27. Ф.Ницше и “Философия жизни” в ХХ веке

                                        ( 2 часа)

“Философия жизни” как важнейшее иррационалистическое течение конца Х1Х- начала ХХ века. Фридрих Ницше (1844-19--), его философская эволюция и важнейшие произведения. Концепции "“жизни"”и “воли к власти” Онтология, антропология, философия истории ,этика и эстетика Ницше.

“Академическая” философии  жизни. В.Дильтей (1833-1911)и его исследования в области методологии гуманитарного знания. Герменевтика как искусство понимания. Г.Зиммель (1858-1918) и приложение идей “философии жизни” в социологии и философии культуры.

“Философия жизни” в ХХ веке. Анри Бергсон (1859-1941), его важнейшие произведения. Общая концепция бытия и познания. Жизнь ,сознание и время, в учении Бергсона. Концепция “творческой эволюции”. Интуитивизм и концепция соотношения интуиции и интеллекта. Бергсон о происхождении и сущности морали и религии.

Философия истории О.Шпенглера (1880-1936).” Закат Европы”.

Тема 28. Неокантианство. Прагматизм.  (2 часа)

Зарождение неокантианства в 60-х годах Х1Х века. Многообразие течений в неокантинианстве. “Физиологический идеализм” Г.Гельмгольца и И. Мюллера. “Этический социализм “ и Э.Бернштейн.

Марбургская школа и ее основные представители: Герман Коген (1842-1918) и Пауль Наторп (1854-1924). Определение философии как науки о науке. Исследование процесса духовного производства. Математика и теоретическая физика как вершина и эталон научного знания. Познание как логическое конструирование абстрактных объектов. Законы бытия как продукт мышления.

Баденская школа и основные ее представители: В.Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936). Исследования в области методологии истории и других гуманитарных наук. Разработка теории ценностей. Отрицание закономерного характера исторического процесса.

Возникновение в США прагматизма, его теоретические истоки. Ч.Пирс (1839-1914). Теория познания Пирса: концепция сомнения - веры, проблемная ситуация и ее разрешение , истина как принудительное верование. Концепция фаллибилизма  (погрешимости) науки.

Психологический прагматизм У.Джеймса (1842-1910). Религия  как опора человека в жизненной борьбе. Индивидуализм Джеймса. Человек как “мера всех вещей”

Инструментализм Д.Дьюи (1859-1952).

Тема 29. Русская философия Х1Х- начала ХХ века.

                                        ( 2 часа)

Истоки русской философии Х1Х века.  Влияние западноевропейского Просвещения и немецкой классической философии. Чаадаев (1794-1856) и первая философская концепция русской истории. Славянофилы и западники.

Русские революционеры-демократы 40-х -60-х гг. Х1Х века: В.Г. Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), М.А.Бакунин (1814-1876), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861),их материализм, атеизм, утопический социализм.

 Идеология народничества в 70-90-х годах. П.Л.Лавров (1823-1900), П.А.Кропоткин (1842-1921) как  крупнейший теоретик анархизма, П.Н.Ткачев (1844-1885).

Религиозная философия конца Х1Х- начала ХХ века. Религиозные и нравственные искания Ф.М.Достоевского (1821-1881) и Л.Н.Толстого (1828-1910).

В.С.Соловьев (1853-1900), истоки и общая характеристика его системы.

Русская религиозная философия в ХХ веке (Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Л.И.Шестов, С.Н.Трубецкой, ЕН.Трубецкой, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, С.Булгаков и др.). Н.А.Бердяев как крупнейший русский философ-идеалист ХХ века.

Марксизм в России. Г.В. Плеханов (1857-1918), В.И.Ленин (1870-1924) и проблема ленинского этапа в развитии марксистской философии.

Тема 30.Фрейдизм и неофрейдизм            ( 2  часа)