Программа дисциплины "История философии" (Тематическое содержание курса. Планы семинарских занятий. Вопросы к контрольным работам и к экзамену), страница 5

Р.Декарт (1596-1650) как основоположник  европейского рационализма Нового Времени. Рационалистический метод. Роль сомнения.

П.Гассенди (1592-1655), его борьба со схоластикой и пропаганда сенсуализма и атомистики. Б.Паскаль,его религиозные и нравственные искания (1623-1662). Скептицизм П.Бейля (1647-17-6).

Б.Спиноза (1632-1677), его пантеизм, учение о субстанции, ее атрибутах и модусах , Бог как природа. Механистический детерминизм. Свобода человека как основа подлинной морали. Отношение к религии и проблема атеизма Спинозы.

Тема 19. Философия ХУП века. Т.Гоббс, Дж.Локк, Г.В.Лейбниц

                                               (2 часа

Т.Гоббс (1588-1679), его жизнь и важнейшие произведения. Учение об обществе и государстве. Концепция “естественного” и “гражданского” состояний общества и “общественного договора”. Проблемы происхождения культуры и религии.

Дж.Локк (1632-1704), его место в развитии материализма и сенсуализма. Критика теории врожденных идей и обоснование опытного происхождения всякого знания. Анализ опыта.. “Идеи”, т.е.ощущения, как непосредственный материал знания. Первичные и вторичные качества. Движение от чувственных образов к понятиям. Психология и антропология Локка. Человек как “чистая доска” и предмет формирующего воздействия среды. Роль воспитания в формировании человека и совершенствовании общества. Учение о естественных  правах человека и общественном договоре. Философия Дж. Локка и Просвещение.

Объективно-идеалистическая философия Г.В.Лейбница (1646-1716). Множественность субстанций и бог как творец мира. Концепция монадологии. Учение о предустановленной гармонии. Критика сенсуализма и эмпиризма и полемика с Локком. Рационализм Лейбница. Концепция развития “Теодицея”.

Тема 20. Английская философия ХУШ века          ( 2 часа)

 Влияние Локка на развитие английской философии ХУШ века. Английское Просвещение. Английские материалисты ХУШ века. Д.Толанд (1670-1722). Исследование и критика религии. Критика идеализма, деизма и пантеизма. Учение о материи и движении как важнейшем ее атрибуте.

Идеализм и агностицизм в английской философии ХУШ века. Дж.Беркли (1687-1752), трансформация им сенсуализма Локка в субъективный идеализм. Критика материализма и отрицание объективного существования вещей вне нас. Понятие духовной субстанции у Беркли.

Д.Юм (1711-1776), его скептицизм и агностицизм.  Психологизация теории познания. Анализ структуры опыта. Принцип ассоциации и виды  ассоциативных связей. Образование абстракций. Отрицание объективного характера пространства и причинности. Проблема существования вещей вне нас. Вера и привычка. Психология, антропология, социология и этика Юма. Воззрения на природу религии. Роль Юма в развитии европейской философии Нового и новейшего времени.

Тема 21. Философия Французского Просвещения

                                         ( 2 часа )

Просветительское движение во Франции, его антифеодальная и антитеологическая направленность. Идейные истоки Французского Просвещения.

Деистическое крыло Французского Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1775). Критика идеологического засилья  церкви и религиозного фанатизма. Философия истории Монтескье. Роль законов в жизни общества. Географический детерминизм.

Ф.М.А.Вольтер (1694-1778). Деистический материализм в его работах 30-40-х годов. Критика религии и церкви. Философия истории Вольтера , его концепция исторического прогресса. Вера в установление “царства разума” на земле.

Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Основные принципы руссоизма. Учение о противоречии культурного и социального прогресса. Культ природы и “естественного человека”. Революционно-демократическая интерпретация концепции общественного договора.

Французский материализм ХУШ века, его виднейшие представители: Ж.О.Ламетри (1709-1751),  Д.Дидро (1713-1784), К.Гельвеций (1715-1771),П.Гольбах (1723-1789). Учение о природе, материи и ее атрибутах. Движение как способ существования материи. Механистический детерминизм. Идея развития природы и общества. Учение о человеке как продукте и части природы. Проблема происхождения и сущности сознания. Этические, эстетические социально-политические воззрения французских материалистов.