Изменения в школе?, страница 2

В соответствии с этой мыслью мы бы попробовали ввести следующие вопросы для обсуждения изменений в школах:

-  Что нас побуждает нечто менять? Есть ли у нас конкретный мотив, конкретный интерес?

-  Какова центральная идея изменений? Как ее можно выразить понятным способом для большинства участников изменений?

-  Что именно подлежит изменению? Каковы ключевые области изменений? Что именно в этих областях должно быть изменено? Почему? Зачем?

-  Как мы поймем, что то, что мы меняем, изменилось? Как мы измерим или зафиксируем, как сделаем очевидным для всех это изменение?

-  Как мы оценим, что это изменение к лучшему?

-  Какие ресурсы (время, деньги, квалификация и т.п.) у нас есть для того, чтобы нечто изменять ответственно? Чем мы рискуем, чем отвечаем в случае, если дела пойдут плохо? В этом смысле, на что мы вообще можем «подрядится»?

3.  Образование и бизнес: сравнения и оценки.

Приведенный выше перечень вопросов не нов, да и сама тема изменений интересует теоретиков и практиков управления с незапамятных времен, однако, мы сочли важным попробовать соотнести и критически применить схемы изменений, известные в бизнесе на сферу образования. При этом, нами в значительной степени руководил здравый смысл и желание найти варианты решений, а не интерес экспериментирования.

Проводить изменения или нет? Если достаточно бегло сравнить процесс введения изменений в сфере образования и в сфере бизнеса, можно увидеть, что менеджмент в отношениях «организация - внешняя среда» в бизнесе поддерживается естественными механизмами рынка. Уклонение от нововведений или их плохая продуманность может стоить коммерческой организации жизни, а провал проекта школы не приводит к ее ликвидации.

Процессы изменений наиболее заметно влияют на организации, работающие в условиях автономии, быстро развивающиеся, производящие новые продукты или услуги. Около 90% всех банкротств коммерческих компаний объясняется плохой системой управления и неудачами во внедрении управленческих нововведений. Поэтому уклонение от нововведений, их плохая продуманность здесь не так уж безобидны. В школе же неудачное нововведение или попытка оградиться от необходимых изменений не приведет, конечно, к ликвидации, но последствия могут быть намного хуже, хотя и не проявятся сразу. Неудачную карьеру выпускника не принято ассоциировать со школой. К сожалению, мы пока особенно не задумываемся о том, как в школах реализуются идеи эффективного управления, а устройство школы пока этому не способствует.

Значимость и круг информации. В коммерческих организациях информация об изменении цен, о выпуске новой продукции, об успехах конкурентов оказывается жизненно важной и имеет свою систему. Т.е. любой грамотный руководитель отчетливо понимает круг значимой для него информации. В случае отказа реагировать на такую информацию он существенно рискует. В образовательных учреждениях сама система информации размыта. Как правило, ничего, кроме инцидентов и отметок не заставляет персонал школы что-то менять в своей организации. При этом система ведомственной вертикали риски неэффективности конкретной школы во многом берет на себя. К тому же ответственность за ошибки в педагогическом провале всегда можно разделить.

Система мониторинга (оценка информации). Коммерческое предприятие вынуждено постоянно оценивать полезность элементов внутренней среды и «не брать с собой в дорогу лишнего». И у оценки полезности есть сильный критерий – прибыль и живучесть конкретного бизнеса. Среда предприятия (поставщики, конкуренты, потребители, законодательные акты государства и т.п.) постоянно принимает решения, заставляя переоценивать те или иные элементы внутренней организации предприятия. У образовательных организаций такой необходимости нет. «Поставщики» и «потребители» у школ, как правило, постоянны.  «Конкуренты» появляются лишь в ситуациях демографического спада, а законодательные акты попадают в контекст ведомственной системы, а не в контекст «игры рынка».