Изменения в школе?, страница 3

Способы принятия решений. Для коммерческой организации жизненно необходимо чтобы руководитель адекватно реагировал на внутренние и внешние события, комбинируя способы принятия решений и управления от авторитарных до демократических. Или иначе – способ принятия решения является функцией ситуации, а сама ситуация образуется как результат анализа среды. Для образования дело обстоит не так. Поскольку ситуация, картина событий для школы образуется преимущественно в рамках вертикали, то и ее источник ответственен за выбор способа принятия решений на «нижележащих уровнях». Трансляция картины событий по вертикали создает преимущественно авторитарный способ принятия решений на уровне школы.

4.  Какие можно сделать выводы?

1.  Проблема изменений в школе и, видимо, реформ образования в целом,  является во многом проблемой самостоятельности и ответственности школы, т.е. самостоятельности и ответственности той группы людей, которая задумывается  над изменениями своего учреждения,  отвечает на вызовы ситуации и нужды потребителей.

2.  Изменения в школе возможны в случае, если она в состоянии сама определять качество образовательной услуги. При этом источником изменений к лучшему выступят потребители услуги – ученики и их родители.

3.  Может быть, сравнивать деятельность школы с коммерческой организацией и не очень корректно, но достаточно очевидна необходимость ориентации управления школой на ее эффективность.

4.  Достаточно очевидно, что школа не имеет системы информации о себе и в этом смысле, лишена ключевого ресурса в принятии самостоятельных решений.

5.  Преимущественно авторитарный стиль принятия решений и управления школой связан не столько с проблемой ее «прямой демократизации», сколько с той средой, в которой школа существует.

Изменения в школе: одни проблемы... // Журнал

"Учитель" (ноябрь-декабрь). 2003 г. стр. 73-75.



[1] Под «организацией» мы имеем в виду не организационно-правовую форму, а группу людей, способных ставить и достигать цели.

[2] Под «учреждением» мы имеем в виду группу людей, занимающих исполнительскую позицию и выполняющих преимущественно инструментальную роль.