Войны XXI века. Социокультурные аспекты (Доклад на конференции «Современные проблемы общественного развития» в Институте Социальных проблем), страница 3

Другим культурным результатом войн было заметное возрастание культурно-диффузионых процессов. Неизбежные культурные контакты воюющих популяций приводили к культурному взаимопроникновению, причем воздействие побежденных здесь имеет не меньшую роль. Лучшим примером является опыт последней Мировой войны. Побежденная Германия, оказала развитие на социокультурные процессы в мире во второй половине прошлого века не меньше, а больше, чем тоже побежденная «Наполеоновская» Франция почти за полтора века до этого. Заимствованные из побежденной страны культурные объекты и технологии существенно повлияли на темпы и характер НТР второй половины века; заимствованные формы и стили искусства до сих пор остаются актуальными (современный Голливуд строится по технологическому образцу нацистского «Deutsche Filmfabrik» (К.Апперт))[1], а советские технологии оптического производства почти целиком скопированы с цейссовских, и реализованы с помощью вывезенного из Германии оборудования. Стоит ли говорить о военных технологиях, прежде всего о технологиях оружия массового поражения (работы В. фон Брауна и др. немецких ученых). Космические технологии СССР и США также впитали многое из соответствующего опыта и ресурсов побежденных стран. Стоит ли говорить о том, как изменилось обыденное сознание советских людей, попавших в Европу во время последней Мировой войны, и как это повлияло на динамику культуры России второй половины прошлого века? Точно так же интегративные культурные интенции, сформировавшиеся после окончания войны, также повлияли на дальнейший ход культурной динамики в Европе.

3

Что представляет собой война как явление антропологическое. Можем ли мы рассматривать войны как следствие естественной агрессивности человека? Со времен А.Шопенгауэра и З.Фрейда войны и вообще агрессивность человеческого поведения рассматриваются в постклассической философии и психологии либо как частный случай общеприродных процессов стремления к доминированию в окружении, либо как результат психических процессов аффективного характера. Инстинкт самосохранения и потребность в безопасности в аффективной ситуации войны теряют свой приоритет в сознании. Это нередко приводит к обострению способностей и восприятия человека и экспромтному изобретению радикальных инноваций, в том числе и таких, которые сопряжены с максимальным риском и действиям, которые мы называем «подвигами». Потребность в такого рода риске была и остается антропологической универсалией и в мирное время удовлетворяется иными способами (аттракционы, «экстремальный туризм», спорт, каскадерство, компьютерные игры и т. д.).

Однако подобные ситуации никогда не остаются без последствий для человеческого организма и человеческой психики. Они сопровождаются последующими физиологическими и психическими реакциями прямо пропорциональными остроте пережитых экстремальных ситуаций. Основной тембр таких реакций определяет «внутренняя опустошенность» при возвращении к обыденной «мирной» социокультурной жизни, которая представляет собой реакцию на замедление ритма и изменение технологий жизни и ее возвращение в относительно «стабильное» состояние мира. Физиологически это – реакция на отсутствие адреналина и иных ферментов и, сформировавшаяся в процессе войны, и наркотическая зависимость от их присутствия в организме, а также эмоциональная реакция на любого характера «потери», полученные в результате войн. Социально это выражается, прежде всего, в недостаточности социализованности поколения, прошедшего войну, в условиях мира, его неспособности нормально войти в «неармейскую» структуру общества. Культурно – в росте девиантного поведения - преступности, алкоголизма, убийств и самоубийств, а также в стремлении возобновить экстремальные ситуации, оппозиционные повседневному существованию. Культурные медиаторы (фильмы, игры, различные перформансы), несмотря на их возросшие технические возможности, до сих пор остаются слабоэффективными в качестве послевоенной терапии. Результатом становятся «потерянные» поколения, массы людей неспособных и нежелающих реализовать себя в мирных формах деятельностной творческой активности. Иногда это оборачивается национальными трагедиями, иногда – социально-политическими преобразованиями, иногда – новыми войнами.