Войны XXI века. Социокультурные аспекты (Доклад на конференции «Современные проблемы общественного развития» в Институте Социальных проблем), страница 4

4

Что собой представляет война сегодня? Опыт войн ХХ века в значительной степени повлиял на облик современных военных действий, но все же недостаточно. Фактически войны современности остаются стратегически и тактически почти такими же, как и войны прошлого века. Повышение уровня профессионализма рядовых участников военных действий, изменение их технической оснащенности, и общий перенос основной ударной силы с человеческих ресурсов на технические боевые средства слишком слабо отразился на стратегическом и тактическом мышлении людей, организующих и реализующих военные действия. Процессы модернизации значительно изменили технологический и культурный потенциал противников в нынешних войнах (об этом свидетельствуют хотя бы события 11 сентября в Америке). Но общий характер осуществления инвазий остался прежним, характерным для ХХ века и предшествующих столетий. Опыт предыдущих войн сказался только на тактике, но не на стратегии военных действий, которые по по-прежнему продолжают стимулировать национально-исторические, а то и личностные комплексы. Такие войны сегодня приводят только к культурному ослаблению человечества и к перспективе новых войн в будущем.

Модернизационные процессы привнесли не только возрастание гражданской активности и усиление воздействия общественного мнения на принятие политических решений, как и устойчивый пацифизм в мировоззрении большинства населения модернизированных стран (это стало фактически индикатором уровня модернизации). Они также обусловили форму реакции граждан на военные действия. Идеи, озвученные Л.Толстым и М.Ганди «мягко» вошли в сознание современного человека и позиция «пусть где-то стреляют, слава Богу не в меня» осталась в прошлом. Помимо активных форм протеста, войне сегодня противостоит устойчивая позиция «гражданского непротивления злу насилием», сменившая патриотические парадигмы ХХ века. Именно поэтому, в том числе, политикам, принимающим военные решения, приходится полагаться уже не на общественный патриотический подъем, а на развитую технику и профессиональных солдат, которых учат уже сегодня не столько тому «как стрелять», сколько тому, как при этом «не думать».

Ослабление политического воздействия на организацию общечеловеческих процессов в современном мире очевидно, и «паллиативные» формы (например, в виде различных международных политических организаций) уже почти исчерпали свои регулирующие возможности. Если динамика экономических институтов еще успевает за темпами роста, которые, она сама себе задала, то динамика национальной и национальной политической деятельности и политической культуры выглядит сегодня уже архаичной и «пережиточной».  При этом предполагать, что новая война приведет к «обновлению Мира», как это случилось после Второй мировой войны, уже не приходится в условиях «многополярного», культурно-равноправного и культурно-плюрального мира. Видимо, актуальной становится и реорганизация технологий политической деятельности на общемировом уровне, которую давно предлагают ученые-политологи, социологи и политики Европы: формирование новых принципов построения унифицированных отношений в экономике, политике и культуре, и формирование новых принципов политического взаимодействия на основе более глубокой интеграции национальных и межнациональных социокультурных образований. Соответствующий потенциал и опыт у человеческих обществ и человеческой культуры уже накоплен.



[1] K.Appert “Modern Cinema as a Social Process”, N-Y., 1994., p.12 and others.