Влияние родительских стратегий на склонность подростков к девиантному поведению, страница 2

3. У подростков из группы «норма» превышение среднего показателя наблюдается в шкалах МИС 4 (отраженное самоотношение), 5 (Самоценность).Это  в принципе, укладывается в возрастные особенности старших подростков, которые на данный момент ищут себя и свое место (предназначение) в жизни, строят интимно – личностные отношения, а так же активно познают свое внутреннее Я.

4. Отношение родителей находится в пределах тестовой нормы. Это означает, что отношение родителей к ребенку носит адекватный характер: к ребенку не предъявляют сверх требований, родители принимают ребенка таким каков он есть и не ждут от него сверх достижений в жизни и деятельности, они (родители) доверяют ему и принимают его право на самостоятельность, а также к ребенку предъявляют адекватный уровень требований в его обязанностях.

Далее мы сравнили средние показатели по шкалам МИС для обеих выборок, Эти результаты свидетельствуют, что подростки из группы «норма» действительно более уверенные в себе, своих действиях и поступках, чем подростки из группы «девианты». Подростки с девиантным поведением склонны к самообвинению, чего не наблюдается в выборке подростков из группы «норма».

В структуре родительского отношения к подросткам можно отметить, что отцы девиантных подростков действительно склонны отвергать своего ребенка как личность, приписывать ему отрицательные черты характера и считать его неумелым и несостоятельным в жизни, и, поэтому, отцы склонны стараться контролировать поведение ребенка и навязывать ему собственную волю. Матери, в целом, демонстрируют такую же картину, исключение составляет лишь тот факт, что матери не стараются везде  контролировать поведение ребенка. Возможно, это связанно с тем, что они не могут этого делать или считают, что уже не способны на это (ребенок вырос).

 Статистический анализ эмпирических данных

Математическую обработку данных мы начали со сравнения выборок на предмет их различия по уровню выраженности того или иного признака, для этого использовался U – критерий Манна Уитни.

По методике МИС. подростки с девиантным поведением и подростки, не демонстрирующие девиантного поведения действительно имеют различную структуру самоотношения

По методике ОРО. отношения отцом и матерей к своим детям действительно различно, кроме шкалы № 5 для отцов. У матерей нет статистических различий по шкалам «принятие - отвержение» и «авторитарная гипесоциализация».

Корреляция. Для того, чтобы проверить связь между наличием девиантного поведения у подростков и отношением к нему родителей мы провели корреляционный анализ Спирмена.

В результате мы подтвердили, что есть связь между тем, как подросток воспринимает отношение к себе окружающих людей, считает ли он себя любимым и принимаемым в семье, достойным любви и уважения со стороны окружающих и наличием девиантности в его поведении. Так подростки из группы «девианты», считают себя нелюбимыми и не принимаемыми семьей. В этой группе можно назвать следующие стили родительского воспитания:

1) «Отвержение» - родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха  в  жизни из-за низких способностей,  дурных наклонностей, небольшого ума. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. 

2) «Авторитарная гиперсоциализация» - четко прослеживается авторитаризм. Родитель требует  от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается  навязать ребенку во всем свою волю, не может встать на его точку зрения.

3) «Маленький неудачник» - имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным  возрастом.

Для родителей подростков из группы «норма» характерен другой  стиль родительского воспитания, который можно охарактеризовать как рассудительный стиль. Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок самостоятельно путем проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на возникающие у ребенка вопросы