Влияние родительских стратегий на склонность подростков к девиантному поведению

Страницы работы

Содержание работы

ДОКЛАД

Уважаемые председатель, члены аттестационной комиссии и коллеги. Разрешите представить вашему вниманию дипломную работу на тему - влияние родительских стратегий на склонность подростков к девиантному поведению.

В последнее время увеличилось число подростков, демонстрирующих те или иные формы девиантного поведения. По статистике краевого неврологического диспансера города Красноярска дети, страдающие хроническим алкоголизмом и наркоманией, стали поступать уже в возрасте 11-12 лет (из доклада Александры Александровны Соловьевой – врача-психиатра детского отделения КНД). В подростковом же возрасте эти формы девиантного поведения уже лечатся стационарно и медикаментозно. По данным министерства внутренних дел Красноярска каждое шестое преступление совершено подростками

До начала подросткового возраста главной средой, в которой воспитывается, живет и формируется личность, является семья. От того, какой стратегии будут придерживаться родители, будет зависеть какие смыслы и ценности будут внесены в подростковую личность (по Миниярову)

В целом, проблема родительских стратегий мало изучена в современной психологии семьи. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы.

Объект работы: девиантное поведение подростка.

Предмет работы: влияние родительских стратегий на склонность подростков к девиантным формам поведения.

Цель работы - изучение влияния родительских стратегий на склонность подростков к девиантным формам поведения.

Реализовывалась данная цель через ряд задач:

1.  Анализ литературы с целью освещения категорий по данной
 проблематике.

2.  Формулирование родительских стратегий воспитания.

3.  Подбор диагностических процедур для исследования самоотношения подростков и родительского отношения.

4.  Количественный и качественный анализ полученных данных.

Гипотеза исследования: высокий контроль, запреты и приписывание подростку личной несостоятельности, со стороны родителей, будут являться фактором формирования у подростка внутреннего конфликта и отрицательного отраженного самоотношения, что в свою очередь, будет приводить к склонности к  девиантным формам поведения у подростка.

Выборку составили подростки от 15 до 17 лет, в количестве 51 человека. Подростки, состоящие на учете в детской комнате милиции, составили выборку, которую мы условно назвали «девианты», их количество составило 25 человек, подростки, обучающиеся в обычной школе (11 класс) составили выборку под названием «норма». Названия группам были даны условно, с целью различения данных и сравнения групп, и не несли никакой смысловой нагрузки.

Методы исследования:

1.  Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева.

2.  Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я, Варга, В.В. Столин.

Для проверки основной гипотезы работы нами были использованы

U – критерий Манна Уитни, корреляционный анализ Спирмена.

Первичный анализ эмпирического материала

1. Обработка МИС для обеих групп подростков

 В группе «девианты» у подростков наблюдается представление о том, что его личность, характер и деятельность неспособны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание, что выражает отрицательный полюс самоотношения. Низкие баллы по шкалам: отраженное самоотношение (4), самоценность (5), самопринятие (6). Высокие баллы по шкалам: внутренний конфликт (8), самообвинение (9).

2. Анализируя отношение родителей можно сказать, что они воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. В отношении отцов к своим детям самыми выраженными шкалами являются 1 (принятие - отвержение), причем в данном случае именно отвержение;  4 (авторитарная гиперсоциализация) и 5 (маленький неудачник). В отношении матерей мы можем увидеть такую же картину, выраженными являются те же шкалы.

Похожие материалы

Информация о работе