Актуальные проблемы патриотического воспитания военнослужащих, сплочения воинских коллективов, страница 2

Тут-то и кроется то самое заветное «зернышко». Военный профессионал тем и отличается от наемника, что он не стремится к наживе, а, высоко оце­нивая свой воинский труд и осознавая его высокий смысл, стремится достичь высокого профессионализма и в области вооруженной защиты своей Родины, которой он не изменит никогда, ни за какие посулы.

Изменение, совершенствование методов воспитательной работы, в том числе и патриотического воспитания в условиях комплектования армии воен­нослужащими, проходящими военную службу по контракту, потребует и но­вого научного обоснования. В этой связи Социологический центр ВС РФ в 2004 году проводит научно-исследовательскую работу под условным кодо­вым названием «Патриот», основной задачей которой как раз и является оп­ределение направлений и содержания патриотического воспитания в услови­ях комплектования Вооруженных Сил военнослужащими по контрактному принципу. Результаты этого исследования могут стать в какой-то мере осно­вой будущих методик патриотического воспитания воинов - «контрактни­ков».

В этих условиях становится очевидной и необходимость принятия в обществе и Вооруженных Силах безотлагательных мер по формированию нравственности и патриотического сознания молодежи, сплочению воин­ских коллективов, укреплению дружбы и войскового товарищества.

Как известно, с участием значительного числа заинтересованных мини­стерств и ведомств была разработана в мае 2003 г. и утверждена Концепция патриотического воспитания молодежи - документ, отражающий принятые в стране взгляды на государственную политику в области патриотического воспитания. Основной ее целью является определение места и роли воспита­ния патриотизма у российских граждан.

Важность этой концепции заключается в том, что в ней удалось вырабо­тать и сформулировать целевые установки, содержание, формы и методы патриотического воспитания военнослужащих и призывной молодежи. Те­перь мы имеем, можно сказать, целостный базовый документ, позволяющий выстроить комплексную систему патриотического воспитания и обеспечить эффективность ее реализации.

Значительную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи сыгра­ло также принятие в 2001 году и последовательное безусловное воплощение в жизнь государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Реализация положений этого все­сторонне взвешенного и основательно продуманного документа позволило должным образом систематизировать работу по патриотическому воспита­нию молодежи, добиться некоторых конструктивных сдвигов и в воспита­тельной работе с военнослужащими.

Но нельзя останавливаться на достигнутом. Именно потому, в связи с разработкой проекта последующей государственной программы «Патриоти­ческое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» мы стремимся заложить в нее мероприятия по решению проблем единства и преемственности системы воспитания детей и молодежи в семье, школе, на производстве и в армии. В этом процессе мы во многом рассчитываем на по­мощь военных учреждений культуры.

В проекте государственной программы на 2006-2010 гг. МО РФ предложе­но включить:

- проведение всероссийского конкурса на лучший музей боевой, воинской, трудовой славы;

- вручение ежегодных ведомственных премий «За успехи в патриотическом воспитании» для работников культуры, искусства, обращения, военнослужащих;

- изготовление комплектов передвижных тематических фотовыставок, посвященных историческим победам русской армии, боевым традициям армии и флота, современным будням ВС РФ;

- организацию цикла тематических художественных выставок «Военная история России в произведениях искусства» в Центральных учреждениях культуры ВС РФ;

- продолжится ежегодный всероссийский конкурс для СМИ на лучшее освещение проблем патриотического воспитания «Патриот России» и т.д.

На наш взгляд, требует корректировки и совершенствования законода­тельная база государственно-патриотической работы, в т.ч. по восстановлению системы начальной военной подготовки и военно-патриотического вос­питания граждан в общеобразовательных учреждениях, на предприятиях, в организациях, независимо от их ведомственной принадлежности.