Планы семинарских занятий по дисциплине «История международных отношений», страница 5

Основные научные понятия и термины: геополитика, евразийство, теллурократия, талассократия.

Литература:

  1. Дугин А. Основы  геополитики. – М.: Арктогея, 1997. – 267 с.
  2. Косолапов Н.А. Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие. – М.: 2001. - 378 с.
  3. Тихвинский С.Л. Опыт межцивилизационного исследования истории мировых войн ХХ века. // Новая и новейшая история. 2003, № 6.

Семинар № 8    ( 2 ч.)

Тема: Особенности международных отношений в 1 половине ХХ века

План:

1.Итоги первой мировой войны. Версальский мирный договор.

2. Мировой экономический кризис 30-ых годов и его влияние на систему  международных  отношений.

3. Причины, характер, итоги П мировой войны.

4. Послевоенное переустройство мира. Противостояние двух мировых  систем.

                       Методические указания к теме семинарского занятия:

       При подготовке к семинарскому занятию студент  должен  сформировать четкое представление о том, что П Мировая война , во многом была порождена  итогами первой Мировой войны. Решения Версальского мирного договора, сделавшие  позицию Германии .еще более уязвимой серьезно повлияли на международные отношения.  Мировой экономический кризис еще более усугубил международную напряженность . Сформировались новые международные коалиции –Советский Союз, Англия, США, с одной стороны и Германия, Италия и Япония, с другой , которые активно стремились к войне, преследуя собственные цели..

       Весьма примечательным является тот факт, что наибольшую экономическую выгоду от мировых войн 1 половины ХХ века получили США.

      Основные научные понятия  и термины: аннексия, контрибуция, милитаризм, фашизм.

Литература:

1. Наринский М.М. История международных отношений. 1945-1975. –Учебное пособие. – М.: Наука, 2004. – 456 с.

     2.Тихвинский С.Л. Обобщающее исследование истории мировых войн ХХ в    века // Новая и новейшая история. № 6, 2003.

     3.Орешев А.Б. Политика Германии в Иране накануне II Мировой войны /новая и новейшая история. 2002, № 6.

  4. Айхольц Д. Цели Германии в войне против СССР //Новая и новейшая история. 2002, № 6.

5.Романько О. Забытый урок Ялтинской конференции //УИЖ, 2006, № 5.

6. 1939 год. Уроки истории. - М.: Мысль, 1990. – 235 с.

Семинарское занятие № 9 ( 2 ч.)

Тема: Международные отношения  в послевоенные годы   1945- 1965 годы

План:

1.  Послевоенное мирное  урегулирование в Европе. Мирные договоры 1947г.

2.  «Немецкая проблема» в послевоенных международных отношениях.

3.  Создание ООН, ее  деятельность в послевоенные годы.

4.  Начало «холодной войны». Создание НАТО.

5.  Доктрина Трумэна  и «План Маршалла» - экономические рычаги блоковой политики  в послевоенные  годы.

Методические рекомендации:

             При подготовке к  данному семинарскому занятию студент должен  проанализировать целый ряд причин, приведших к обострению международных отношений в первые послевоенные годы. Наиболее значимые проблемы послевоенного периода: противоречивость видения послевоенного переустройства мира странами-победительницами, развязание «немецкой проблемы», нарастание противостояния между западной демократией и советским тоталитаризмом, рост территориальной и силовой сферы СССР.

             В первые послевоенные годы оформилась глобальная стратегия двух курсов, двух альтернативных видений мирового общественного порядка. «Холодная война» стала последствием этой глобальной стратегии.

Основные научные понятия и термины: тоталитаризм, демократия, «холодная война», национализм.

Литература: