Планы семинарских занятий по дисциплине «История международных отношений», страница 4

Основные научные понятия: колониализм, политика «открытых дверей» .

Литература:

     1.Галкин А.А. Новая история стран Европы и Америки. 1870-1918. Учебник. – М.: Библионика,  2001. – 187 с.

     2.Согрин В.В. История США. Учебное пособие. - С–Пб.: Нева,  2006. – 356 с.

      3. Далуцкий И.И  Журавлев В.И. Всемирная история ХХ века. Книга для чтения. Ч. 1 Конец 20 века-1945 год. – М.: Центр, 2005. – 246 с.                         

Семинар № 6    ( 2 ч).

Тема:  Первая мировая война: причины и последствия  для  международных отношений начала 20 века

                                                      План:

1. Военно–политическое сближение Германии и Австро-Венгрии и оформление Тройственного союза.                 

2. Создание Антанты (1904-1907).

3. Последствия создания военно-политических блоков.

   Подготовка к войне.

4. 1 мировая война, ее причины, основные сражения, итоги.    

Методические указания к теме семинарского занятия:

          При подготовке к семинарскому занятию по данной теме студент должен обратить внимание на ряд важнейших моментов, дающих более полное представление об особенностях международных отношений конца 19 начала 20 века. Определяющими в международных отношениях данного периода являлись франко-германские и российско-германские противоречия, которые  стали главным источником нестабильности в Европе и одной из причин Первой мировой войны.

      Логическим продолжением назревающего конфликта стало   создание

 военно-политических блоков: Тройственного союза и Антанты. На деле это  означало крах всей прежней  системы международных отношений. Шаткое равновесие в международных отношениях этого периода поддерживали два мощных военно-политических блока, развязавших гонку вооружений и фактически подготовивших мировую войну.

Основные научные понятия и термины: панамериканизм, «Антанта» «Тройственный  союз», «Союз трех императоров».           

Литература:

1.  Мировая политика и международные отношения. Учебное пособие. - С-Пб.: Питер, 2007. - 367 с.

2.  Коппель С.А. Международные отношения ХХ века. – К.: Либидь, 1999. – 297 с.

3.  Айрапетов О.Р. Балканы в стратегии Антанты и ее противников. (1914-1918).// Новая и новейшая история. № 5, 2003. – С. 26-45.

4.  Туполев Б.М Происхождение первой мировой войны.//Новая и новейшая история. № 4-5, 2002.

5.  Виноградов В.Н. 1914 год: быть войне или не быть? //Новая и новейшая история. № 6, 2004 .

Семинар № 7  ( 2 ч.)

           Тема: Возникновение геополитики. Основные школы геополитики                      

План:

1.  Геополитика: история возникновения, методология, функции науки.

     Немецкая «органицистская школа». Ф. Ратцель.К. Хаусхофер

2.   Концепция «Средней Европы» в трудах Р. Челлена и Ф. Науманна

3.  Американская геополитическая мысль нач. ХХ века. А. Мэхен.

4.   Развитие русской геополитической мысли. П.Савицкий  и русское евразийство.

                          Методические указания к теме семинарского занятия

               При подготовке к семинарскому занятию студент должен обратить внимание на целый ряд  важных моментов, отражающих особенности геополитики. Геополитика – это наука о власти и для власти, мировоззрение власти. Геополитика основана на тезисе « географический рельеф как судьба», важнейшие функции в геополитике отводятся таким категориям как «география» и «пространство». Геополитика основывается на принципе единства и борьбы двух глобальных типов культур: «сухопутных» (теллурократия) и «морских» (талласократия). 

          Человеческая история есть не что иное, как выражение этой борьбы и путь к ее абсолютизации.