Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра гендерологии и фамилистики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКий КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ»

по специальности  030301.65 (020400) «Психология»

г.Санкт-Петербург

2007

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыгендерологии и фамилистики

Протокол заседания кафедры  №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой к.пед.н., доцент Тюрина Э.И.    ________________________

Разработчик – к.пс.н доцент Мусина В.П.                       _________________________

Рецензент - ст.преподаватель  Кучукова Н.Ю                 _________________________

РАЗДЕЛ I.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Организационно-методический раздел

Цель курса:

·  Формирование представлений студентов о психологии индивидуальных различий.

Задачи курса:

·  изложить историю становления дифференциальной психологии, раскрывающей логику научного поиска в изучении психологии индивидуальных различий;

·  ознакомить с понятийным аппаратом дифференциальной психологии, ее основными подходами и методами;

·  систематизировать знания в области исследований по дифференциально-психологической проблематике;

·  приобрести знания об основных направлениях изучения психологии индивидуальных различий, научных лидерах и эмпирических находках;

·  сформировать умения и навыки анализа исследований индивидуально-типологических особенностей и психологических различий.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Даный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин ГОС по специальности «психология» (020400). Программа дисциплины строится на основе межпредметных связей с такими курсами как «Общзая психология», «Возрастная психология», «Психология развития», «Психодиагностика», «Медицинская психология» и др.

Требования к уровню усвоения знаний.

В результате изучения данной дисциплины студент должен

знать:

·  основные этапы и тенденции становления дифференциальной психологии как науки;

·  основные понятия, категории и методы дифференциальной психологии;

·  эмпириче6ские закономерности и теоретические принципы психологии индивидуальных различий.

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Форма обучения

Очная

Общая трудоемкость дисциплины

62

Количество аудиторных часов

30

Из них – лекций

22

            – практических занятий

8

Самостоятельная работа студента

32

Форма промежуточного контроля знаний

Тестирование

Форма итогового контроля знаний

Экзамен

3. Учебно – тематический план дисциплины

аудиторные

Самост. работа

Лекции

Практ., семинары

Модуль 1

Предмет и задачи дифференциальной психологии

2

6

Основные понятия и методы дифференциальной психологии                                                         

2

2

4

Типологический подход в дифференциальной психологии

2

2

Модуль 2.

Исследование индивидуальных различий на основе теории личности

2

2

Структура психологических свойств личности     

2

2

4

Типологический подход в дифференциальной психологии

2

2

Модуль 3.

Когнитивные стили                                                   

2

2

Стиль человека как интегральная характеристика индивидуальности                                        

2

4

2

Групповые различия                                                  

2

4

Индивидуальные различия и развитие                    

2

2

Аттестация (контроль) знаний по дисциплине

2

2

Всего

22

8

32

4. Содержание  ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1.

Тема 1.1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

История возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной области знания. Вклад Ф.Гальтона, У.Штерна и др. в изучение индивидуальных различий и создание целостной концепции дифференциальной психологии.

Предмет дифференциальной психологии и ее место среди других психологических дисциплин. Основные цели и задачи, проблемы и направления дифференциально-психологических исследований.

Тема  1.2. Основные понятия  и методы дифференциальной психологии.

Основные понятия дифференциальной психологии: психологическое свойство, вариантность признаков, устойчивость, соотношение общего и особенного, наследственность и среда, соотношение биологического и социального. Соотношение понятий: индивид- индивидуальность- личность.

История тестологии и требования к психодиагностическим методикам. Количественные и качественнные методы в дифференциальной психологии. Основа математико-статистического анализа результатов психологических исследований. Номотетический и идиографический подходы в изучении индивидуальных различий.

Сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный методы в организации исследований индивидуальных различий. Типологический и психогенетический подходы. Близнецовый метод и метод приемных  детей. Биографический метод.

Тема 1.3. Типологический подход в дифференциальной психологии.

Первые попытки выделения психодлогических типов. Построение психологических типологий на основе биологических свойств организма, поведенческих характеристик, этических категорий, клинического материала и т.д. Типологиии О.Гросса, К.Юнга, Э.Кречмера, У.Шелдона и Г.Айзенка. Типологии И. Майерс - К.Бриггс и Д.Кейрси.

Подход к типологии на основе свойств в.н.д. И.Павлова.

Классификация характеров А.Лазурского.  Типология социальных характеров Э.Фромма. Акцентуации характера и их классификации (К.Леонгард и др.). Типы диспозиций (К.Хорни). Типология на основе «локус-контроля» Д.Роттера.

Модуль 2

Тема 2.1. Исследование индивидуальных  различий  на основе теории черт личности.

Черты как элементы индивидуальности. Черта как частный случай психологического свойства. Способы выделения психологических черт: концептуализация ( на примере работ А.Лазурского и А.Бине);  выделение черт на основе семантического сходства ( работы Ч.Осгуда, Г.Келли и современные психодиагностические компьютерные версии

Похожие материалы

Информация о работе