Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профилактика суицидов»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психолого-педагогические исследования суицидального поведения.

          Тема 2.3. Раннее выявление источников развития нервно-психической неустойчивости, способствующей формированию психических расстройств и суицидального поведения

Понятие нервно-психическая неустойчивость(НПН). Характеристика причинных факторов, способствующих развитию НПН. Роль неблагополучного семейного воспитания, способствующего прогрессированию НПН.

Психические расстройства и суицидальное поведение – последствия развития НПН.

Тема 2.4. Диагностика суицидального поведения

Краткая характеристика диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь:

1.  Метод незаконченных суицидных высказываний (НСВ – 10);

2.  Методы тестирования: тесты СЛ – 19 (суицидальная личность), ФСР – 26 (факторы суицидального риска), САНТ – 30 (склонность к суицидальным реакциям, агрессии, наркомании, токсикомании), СР – 45(суицидный риск).

Критерии, положенные в основу построения данных методик.

3.  Характерологические опросники личностных проблем (ХОЛП). Варианты опросников: ХОЛП – 28, ХОЛП – 32, ХОЛП – 124, ХОЛП – 576.

4.  Метод контент-анализа речи. Описание процедуры поведения обследования и порядок обработки результатов.

5.  Некоторые диагностические методики, позволяющие косвенно судить о склонности человека к суицидальному поведению: шкалы суицидально-психологической адаптации, опросник Басса-Дарки на агрессию и чувство вины, методика оценки способов реагирования на конфликтные ситуации, опросник Г.Айзенка в модификации М.В.Горской.

Модуль 3.

Тема 3.1. Программа педагогической деятельности руководителей коллективов по профилактике суицидального поведения

Психопрофилактика самоубийств. Основные педагогические задачи профилактики суицидов. Принципы психолого-педагогической коррекции суицидального поведения. Руководство самовоспитанием антисуицидогенных установок личности.

Тема 3.2. Психокоррекционные методы предотвращения самоубийств

Определение понятия кризисной психотерапии и её этапы. Кризисная поддержка, кризисное вмешательство и предпринимаемые психокоррекционные меры. Методы повышения уровня социально-психологической адаптации. Окончание кризисной терапии как одна из важных фаз лечения клиента с суицидальным поведением или суицидента.

Особенности психокоррекции при отдельных видах критических ситуаций. Гипноз в борьбе за сохранение человеческой жизни. Формы кризисной психотерапии.

5.  Вопросы к итоговому контролю знаний.

1.  Основные понятия и характеристики суицида.

2.  Дюркгейм Э. и его характеристика самоубийства.

3.  Основные характеристики суицидального поведения.

4.  Самоубийство как социальное явление.

5.  Основные концепции, объясняющие природу суицидов.

6.  Классификация мотивов и поводов суицидальных поступков.

7.  Характеристика биологического и психологического направлений суицидологических исследований.

8.  Характеристика социологического направления суицидологических исследований.

9.  Причины суицидального поведения.

10.  Краткий очерк мировой истории самоубийств.

11.  Социально-демографический состав суицидентов.

12.  Влияние семейных конфликтов на суицидальное

          поведение.

13.  Обстоятельства совершения самоубийств.

14.  Формулируемые объяснения суицидального  

          поведения и их характер.

15.  Отношение религии к самоубийству.

16.  Методы наблюдения и опроса в суицидологиии и специфика их применения.

17.  Анализ документов как метод суицидологического исследования.

18.  Педагогические причины детских самоубийств.

19.  Краткая характеристика методов психолого-педагогической коррекции суицидального поведения.

20.  Характеристика причинных факторов, способствующих развитию нервно-психической неустойчивости.

21.  Роль неблагополучного семейного воспитания в развитии нервно-психической неустойчивости.

22.  Психические расстройства и суицидальное поведение как последствия развития нервно-психической неустойчивости.

23.  Методы диагностики суицидального поведения.

24.  Психолого-педагогические мероприятия по диагностике и коррекции суицидального поведения.

25.  Пути укрепления психического здоровья и привития навыков индивидуальной психолого-педагогической работы с учащимися.

26.  Методы коррекции суицидального поведения.

27.  Основные характеристики метода переключения.

28.  Использование метода суггестии в суицидологической практике.

29.  Средства психолого-педагогического воздействия на суицидогенные установки личности.

30.  Основные направления воспитательного воздействия на суицидальное поведение.

31.  Руководство самовоспитанием антисуицидогенных установок личности.

32.  Основные этапы кризисной психотерапии.

33.  Кризисная поддержка и предпринимаемые психокоррекционные меры.

34.  Кризисное вмешательство и предпринимаемые психокоррекционные меры.

35.  Психокоррекционные меры, повышающие уровень социально-психологической адаптации.

36.  Особенности психотерапии при отдельных видах критических ситуаций.

37.  Психопрофилактика суицидов.

38.  Педагогическая помощь при детских и подростковых самоубийствах.

39.  Основные принципы при решении задач педагогических воздействий на суициданогенные установки.

40.    Программа педагогической деятельности руководителей коллективов по профилактике суицидального поведения.

41.  Классификация суицидальных проявлений.

42.  Раннее выявление источников нервно-психической неустойчивости, способствующие формированию суицидального поведения.

43.  Основные факторы развития нервно-психической неустойчивости.

44.  Признаки наличия нервно-психической неустойчивости.

45.  Метод убеждения и особенности его применения в суицидологической практике.

46.  Метод суггестии в суицидологической практике.

47.  Аутогенная тренировка в профилактике суицидального поведения.

48.  Использование произвольного самовнушения по Куэ в профилактике суицидального поведения.

49.  Развитие суицидологи в России.

50.  Самоубийства в системе индикаторов социального благополучия или неблагополучия населения.

6.  Литература.

Основная:

1.  Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд./Перевод с французского с сокращением; Под редакцией В.А.Базарова. – М.: «Мысль», 1994.

2.  Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков.- М.: Издательство Института психотерапии, 2000. - С.75 – 95.

3.  Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Суицид как негативное явление и пути его профилактики // Военная педагогика: Учебное пособие/ Под редакцией Л.Д. Кизима. – СПб.: ВИКА им. А.Ф. Монсайского, 1995.

4.  Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Как не стать пациентом психотерапевта: Учебное пособие. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.

5.  Кулганов В.А., Прокопьев П.Л., Юнацкевич П.И. Методы психолого-педагогической коррекции функциональных состояний военных специалистов. Часть 1. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суицидального поведения военнослужащих.- СПб.: ВИКА им. А.Ф. Можайского, 1997.

6.  Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд.- СПб.:КАРО, 2006.

7.  Юнацкевич П.И. Основы психолого-педагогической диагностики и коррекции суицидального поведения/Под редакцией В.И. Хальзова, В.А. Кулганова.- СПб.:, ВИКА им. А.Ф. Можайского, 1998.

8.  Юнацкевич П.И., Гилинский И.В. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: учебное пособие/Под редакцией В.А. Кулганова.- СПб., 1999.

Дополнительная.

1.  Вагин И.О. Психология  жизни и смерти.- СПб.: Питер, 2001.

2.  Кулганов В.А. Дистрессы в жизни воспитателя детского сада и методы борьбы с ними//Дошкольная педагогика.- 2004. -№2(17). – С. 35-37.

3.  Кулганов В.А. Основы психологического обеспечения военно-учебного заведения//Межакадемический информационный бюллетень «Академия».- 1997 . №2(5).- С.41-43.

4.  Кулганов В.А., Юнацкевич П.И.Человек в экстремальных ситуациях// Межакадемический информационный бюллетень «Академия». - 1997. -№1(4). - С. 40-42.

5.  Кулганов В.А., Юнацкевич П.И.Проблема суицидального поведения военнослужащих// Межакадемический информационный бюллетень «Международная Академия».- 1998.- №1-2(8-9). - С. 56-74.

6.  Кулганов В.А., Юнацкевич П.И.Как не стать психом: практическое пособие. 2-е издание.- СПб.: Фолио-Плюс,2000.- С.148-193.

7.  Кулганов В.А., Юнацкевич П.И., Алкацева Н.И. Медико-психолого-педагогические методы диагностики и коррекции суицидального поведения военнослужащих // Вестник «Международная академия».- 1998 .- №1-3.- 28с.

8.  Севастьянова В.Д., Шаранов Ю.А., Кулганов В.А., Юнацкевич П.И.Общая характеристика программы эмоционально-волевой саморегуляции личности сотрудника. // Межакадемический информационный бюллетень «Академия». - 1997. - №4(7).- С. 41-47.

9.  Севастьянова В.Д., Шаранов Ю.А., Кулганов В.А., Юнацкевич П.И. Основные понятия эмоционально-волевой саморегуляции личности// Межакадемический информационный бюллетень.- 1997. №4(7).- С. 44-47.

10.  Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Как выйти из невроза.-СПб.: Атон, 2000.- С. 94-109.

Раздел 2.

Задания для самостоятельной работы

1. Проведение самостоятельного исследования по теме (выбрать одну из тем):

·  Социальная природа феномена самоубийства.

·  Концепции и характеристики суицидального поведения.

·  З.Фрейд и его концепция «влечение к смерти».

·  Самоубийство как форма агрессии на почве фрустрации.

·  Самоубийство в системе индикаторов социального благополучия или неблагополучия в России.

·  Суицидогенные и антисуицидогенные факторы как один из механизмов развития суицидального поведения.

·  Феномен одиночества и суицидальное поведение.

·  Индивидуальная психотерапия суицидального поведения.

·  Групповая психотерапия суицидального поведения.

·  Семейная психотерапия суицидального поведения.

·  Метод суггестии в суицидологическй практике.

·   Аутогенная тренировка в профилактике суицидального поведения.

·  Исследование системы психолого-педагогических мероприятий по диагностике и коррекции суицидального поведения.

·  Основные направления воспитательного воздействия на суицидальное поведение.

·  Способы и пути формирования высокой психологической устойчивости.

2. Практические задания для самостоятельной работы:

·  Провести социологический анализ самоубийств в России за последние 5 лет.

·  Предложить способы преодоления таких суицидогенных эмоций, как беспомощность и безнадежность.

·  Охарактеризуйте основные проблемы, конфликтные ситуации семейной жизни и способы их преодоления.

·  Выскажите свое мнение относительно суицидогенности употребления наркотиков. О каких наркотиках Вы знаете и как они, по вашему мнению, могут провоцировать суицидальное поведение.

·  Каким образом, по Вашему мнению, алкоголь стимулирует развитие суицидального поведения?

·  Предложите практические рекомендации, направленные на совершенствование системы профилактики и предупреждения самоубийств и покушений на самоубийства в школах и в вузах.

Раздел III

Глоссарий

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА — уточнение методических приемов, которыми осуществляется определенный метод применительно к новым условиям.

               АДАПТИВНОСТЬ — способность к адаптации.

               АДЕКВАТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (лат. adaeguatus — приравненный) — соответствие их значению стимула. Неадекватность подобных реакций может быть связана с психопатологическим явлением или быть следствием несоответствия, противоречия стимула и его личностной значимости.

               АЗАРТ — эмоциональное состояние, проявляющееся как возбуждение, связанное с ожиданием желаемого результата своей деятельности или того, за кого "болеют". Оно может дойти до уровня аффекта.

               АКТИВНОСТЬ — всеобщее свойство материи, связанное с движением как способом бытия материи и взаимодействием материальных объектов. В зависимости от формы движения материи (механической, физической, химической, биологической, социальной) различают и формы активности.

               АКТИВНЫЙ ОТДЫХ — снятие утомления не только физкультурной разминкой, но и рациональной сменой рабочих движений и изменением деятельности.

               АКТУАЛИЗАЦИЯ — понятие, разработанное Б. Г. Ананьевым (1907—1972) и его учениками, означающее переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное.

               АКТУАЛЬНОЕ (лат. actualis - существующий) — психическое явление, существующее в действительности и противопоставляемое потенциальному.

               АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ (лат. acceptare — ударение) — понятие и термин, введенный немецким психиатром и психологом К. Леангардом в 1964 г.: различные, еще не ставшие патологией особенности характера (скрытая акцентуация), являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям (явная акцентуация личности).

               АЛКОГОЛИЗМ (медико-психологический аспект) — болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту). Является особо серьезной социальной и медицинской проблемой.

               АМБВИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное проявление противоположных эмоций и чувств, внутреннего конфликта личности.

               АМНЕЗИЯ (греч. a — частица отрицания, mneme — память) — отсутствие воспоминаний в следствии нарушения памяти.

               АМОРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — действия и деятельность, противоречащие принципам нравственности.

               АНАЛИЗ (греч. analysis — разложение, расчленение) мысленное или реальное расчленение предмета, явления, процесса на части, первая стадия научного исследования. Процедура обратная анализу — синтез.

               АНАЛОГИЯ (греч. analogia — сходство) — сходство психических явлений и особенности поведения, вызванные одинаковыми условиями среды и потребностями.

               АНАМНЕЗ (греч. anamnesis — воспоминание) — медицинский термин, принятый и в психологии: сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц. Различают анамнез личности как синоним понятия "история развития личности", профессиональный, криминальный. В медицине различают анамнез жизни и болезни.

               АНКЕТА — психологический метод: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы об объективных или субъективных факторах

Похожие материалы

Информация о работе