Психология развития: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

деятельность», «психическое новообразование», «социальная ситуация развития», «кризис возраста», «зона ближайшего развития». Понятие сенситивного периода развития. Методы психологии развития. Кризисы возрастного развития. Понятие нормы в психическом развитии. Теоретическая и эмпирическая периодизация возрастного развития (Э.Эриксон, З.Фрейд, Д.Эльконин).

Тема 2. Психология развития младенцев (0-1 год).

Роль семьи в психическом развитии младенца. Значение первого года жизни для последующего психического развития ребенка. О врожденных способностях новорожденного.

Психическое развитие новорожденного: сенсорное и эмоциональное развитие. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенческого возраста. Динамика психической жизни младенца (от 1 месяца до года): основные психологические синдромы и симптомы. Познавательное развитие младенца. Начало развития языка и речи. Эмоциональное развитие младенца. Развитие потребностно-мотивационной сферы младенца.  Становление личности младенца и его поведения. Психология взаимоотношений в системе «мать–дитя». 

Тема 3. Психология развития в раннем детстве (1-3 года).

Особенности развития ребенка в раннем детстве. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем детстве. Предметно-манипулятивная деятельность и факторы ее становления: ходьба, предметные действия, речь. Роль ходьбы в общепсихическом развитии ребенка. Развитие предметных действий. Становление активной речи ребенка. Развитие обобщений как важнейшего психологического приобретения раннего детства. Эмоционально развитие ребенка: страхи и виды детских страхов. Характеристика кризиса 3-х лет и центральное психическое новообразование возраста. Становление личности ребенка в раннем детстве. Факторы формирования адекватной самооценки. Механизмы формирования «Я». Полоролевая идентификация.

Тема 4.  Психология развития дошкольника (3-7 лет).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность дошкольного возраста. Характеристика игры: функции, параметры игры, условия становления. Изобразительная деятельность ребенка и ее значение для психического развития. Развитие воображения: психологические механизмы и стадии развития. Психоэмоциональное развитие дошкольника: синдром дефицита внимания, вредные привычки и тревожность. Страхи в дошкольном возрасте. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте (по Ж.Пиаже) Стадии развитие общения в дошкольном возрасте по М.И Лисиной. Развитие произвольной деятельности. Кризис 7 лет и психологические новообразования возраста. Характеристика готовности ребенка к школе.

Тема 5. Психология развития детей младшего школьного возраста (7-10/11 лет).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Адаптация первоклассника к школе. Структура учебной деятельности и роль учебной мотивации. Психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие. Познавательное развитие младшего школьника (по Ж.Пиаже).  Эмоциональная сфера младшего школьника: ведущие страхи. Развитие личности младшего школьника: внутренняя позиция младшего школьника и становление произвольного поведения. Психологическая характеристика трудностей обучения.

Тема 6.  Психология развития подростка (11/12 - 15/16 лет).

Социальная ситуация развития и, ведущая деятельность подросткового возраста. Особенности психического развития подростка. Психологическая характеристика подросткового возраста. Основные сферы психического развития подростка: половое, интеллектуальное и нравственное развитие. Особенности полового развития и его роль в становлении самосознания подростка. Познавательное развитие подростка. Динамика связей между интеллектуальными и личностными характеристиками в подростковом возрасте. Социализация личности подростка как этап становления самосознания подростка: этапы становления Я-концепции. Становление «Я» и психоэмоциональное развитие подростка. Нравственное развитие подростка (Л.Колберг). Кризис подросткового возраста. Агрессивность и агрессивное поведение подростка. Акцентуации характера и девиантное поведение подростка.

Тема 7. Психическое развитие юношества (17-21 год).

Юность как стадия жизненного пути. Онтогенез и жизненный путь. Социализация в юношеском возрасте. Межличностные связи и формирование мировоззрения. Жизненные планы и профессиональное самоопределение. Становление морального сознания.

Подросток в семье. Ожидания родителей и подростков. Особенности взаимоотношений подростков с членами семьи. Отчужденность подростков. Уход из дома. Предупреждение правонарушений. Кризис юношеского возраста.

Тема 8. Психическое развитие в зрелом возрасте (первый период 21-35 лет;

второй период 36-60 лет).

Три возраста взрослого человека: биологический, социальный и психологический возрасты. Задачи развития в ранней и средней взрослости. Два представления о периоде зрелости: окаменелость или динамичное развитие психики. Исследования группы Б.Г.Ананьева о психическом развитии взрослых людей. Гипотеза Б.Г.Ананьева о двух фазном характере психофизиологической эволюции. Обучение и труд как факторы психического развития взрослых. Развитие личности и успешность профессиональной деятельности. Выбор профессии и этапы профессионального пути. Кризисы жизни.

Тема 9. Психическое развитие в поздней зрелости (более 60 лет).

Четыре возрастные стадии старения. Физические аспекты старения. Причины старения: наследственность и факторы среды. Интеллектуальные изменения в процессе старения.

Старение и личность. Задачи развития в поздней взрослости. Выход на пенсию и смена статуса.

Смерть и умирание. Стадии приспособления к умиранию. Смерть как финал человеческого развития.


2. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

(К ЭКЗАМЕНУ)

1.  Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.

2.  Проблема методов исследования психического развития человека (классификация по Б.Г.Ананьеву).

3.  Ограничения и возможности метода «срезов» и «лонгитюда».

4.  Понятия «зрелость», «возраст» и критерии его выделения. Необходимость различения хронологического (паспортного), биологического (органическая зрелость), социального (социальная зрелость) и психологического (психическая зрелость) возрастов.

5.  Основные факторы психического развития и их взаимосвязь. О соотношении биологического, психического и социального.

6.  Понятия «развитие», «созревание» и «рост». Их соотношение между собой. Основные принципы и закономерности психического развития человека.

7.  Механизм психического развития: «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «кризис развития», «психологическое новообразование», их характеристика и взаимосвязь.

8.  Виды ведущей деятельности ребенка: понятие ведущей деятельности

Похожие материалы

Информация о работе