Психология развития: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу)

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

деятельность», «психическое новообразование», «социальная ситуация развития», «кризис возраста», «зона ближайшего развития». Понятие сенситивного периода развития. Методы психологии развития. Кризисы возрастного развития. Понятие нормы в психическом развитии. Теоретическая и эмпирическая периодизация возрастного развития (Э.Эриксон, З.Фрейд, Д.Эльконин).

Тема 2. Психология развития младенцев (0-1 год).

Роль семьи в психическом развитии младенца. Значение первого года жизни для последующего психического развития ребенка. О врожденных способностях новорожденного.

Психическое развитие новорожденного: сенсорное и эмоциональное развитие. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенческого возраста. Динамика психической жизни младенца (от 1 месяца до года): основные психологические синдромы и симптомы. Познавательное развитие младенца. Начало развития языка и речи. Эмоциональное развитие младенца. Развитие потребностно-мотивационной сферы младенца.  Становление личности младенца и его поведения. Психология взаимоотношений в системе «мать–дитя». 

Тема 3. Психология развития в раннем детстве (1-3 года).

Особенности развития ребенка в раннем детстве. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем детстве. Предметно-манипулятивная деятельность и факторы ее становления: ходьба, предметные действия, речь. Роль ходьбы в общепсихическом развитии ребенка. Развитие предметных действий. Становление активной речи ребенка. Развитие обобщений как важнейшего психологического приобретения раннего детства. Эмоционально развитие ребенка: страхи и виды детских страхов. Характеристика кризиса 3-х лет и центральное психическое новообразование возраста. Становление личности ребенка в раннем детстве. Факторы формирования адекватной самооценки. Механизмы формирования «Я». Полоролевая идентификация.

Тема 4.  Психология развития дошкольника (3-7 лет).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность дошкольного возраста. Характеристика игры: функции, параметры игры, условия становления. Изобразительная деятельность ребенка и ее значение для психического развития. Развитие воображения: психологические механизмы и стадии развития. Психоэмоциональное развитие дошкольника: синдром дефицита внимания, вредные привычки и тревожность. Страхи в дошкольном возрасте. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте (по Ж.Пиаже) Стадии развитие общения в дошкольном возрасте по М.И Лисиной. Развитие произвольной деятельности. Кризис 7 лет и психологические новообразования возраста. Характеристика готовности ребенка к школе.

Тема 5. Психология развития детей младшего школьного возраста (7-10/11 лет).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Адаптация первоклассника к школе. Структура учебной деятельности и роль учебной мотивации. Психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие. Познавательное развитие младшего школьника (по Ж.Пиаже).  Эмоциональная сфера младшего школьника: ведущие страхи. Развитие личности младшего школьника: внутренняя позиция младшего школьника и становление произвольного поведения. Психологическая характеристика трудностей обучения.

Тема 6.  Психология развития подростка (11/12 - 15/16 лет).

Социальная ситуация развития и, ведущая деятельность подросткового возраста. Особенности психического развития подростка. Психологическая характеристика подросткового возраста. Основные сферы психического развития подростка: половое, интеллектуальное и нравственное развитие. Особенности полового развития и его роль в становлении самосознания подростка. Познавательное развитие подростка. Динамика связей между интеллектуальными и личностными характеристиками в подростковом возрасте. Социализация личности подростка как этап становления самосознания подростка: этапы становления Я-концепции. Становление «Я» и психоэмоциональное развитие подростка. Нравственное развитие подростка (Л.Колберг). Кризис подросткового возраста. Агрессивность и агрессивное поведение подростка. Акцентуации характера и девиантное поведение подростка.

Тема 7. Психическое развитие юношества (17-21 год).

Юность как стадия жизненного пути. Онтогенез и жизненный путь. Социализация в юношеском возрасте. Межличностные связи и формирование мировоззрения. Жизненные планы и профессиональное самоопределение. Становление морального сознания.

Подросток в семье. Ожидания родителей и подростков. Особенности взаимоотношений подростков с членами семьи. Отчужденность подростков. Уход из дома. Предупреждение правонарушений. Кризис юношеского возраста.

Тема 8. Психическое развитие в зрелом возрасте (первый период 21-35 лет;

второй период 36-60 лет).

Три возраста взрослого человека: биологический, социальный и психологический возрасты. Задачи развития в ранней и средней взрослости. Два представления о периоде зрелости: окаменелость или динамичное развитие психики. Исследования группы Б.Г.Ананьева о психическом развитии взрослых людей. Гипотеза Б.Г.Ананьева о двух фазном характере психофизиологической эволюции. Обучение и труд как факторы психического развития взрослых. Развитие личности и успешность профессиональной деятельности. Выбор профессии и этапы профессионального пути. Кризисы жизни.

Тема 9. Психическое развитие в поздней зрелости (более 60 лет).

Четыре возрастные стадии старения. Физические аспекты старения. Причины старения: наследственность и факторы среды. Интеллектуальные изменения в процессе старения.

Старение и личность. Задачи развития в поздней взрослости. Выход на пенсию и смена статуса.

Смерть и умирание. Стадии приспособления к умиранию. Смерть как финал человеческого развития.


2. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

(К ЭКЗАМЕНУ)

1.  Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.

2.  Проблема методов исследования психического развития человека (классификация по Б.Г.Ананьеву).

3.  Ограничения и возможности метода «срезов» и «лонгитюда».

4.  Понятия «зрелость», «возраст» и критерии его выделения. Необходимость различения хронологического (паспортного), биологического (органическая зрелость), социального (социальная зрелость) и психологического (психическая зрелость) возрастов.

5.  Основные факторы психического развития и их взаимосвязь. О соотношении биологического, психического и социального.

6.  Понятия «развитие», «созревание» и «рост». Их соотношение между собой. Основные принципы и закономерности психического развития человека.

7.  Механизм психического развития: «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность», «кризис развития», «психологическое новообразование», их характеристика и взаимосвязь.

8.  Виды ведущей деятельности ребенка: понятие ведущей деятельности

Похожие материалы

Информация о работе