Программа учебной дисциплины «Профориентация и профотбор» (Цели и задачи учебной дисциплины. Содержание учебной дисциплины. Вопросы к экзамену), страница 2

Тема 8. Профессиональные способности. Типы, структура и уровни развития.

Профессиональные способности. Структура. Уровни развития. Ядерные и периферические характеристики, их влияние на профессиональную эффективность. Возможности компенсации в зависимости от положения свойств в структуре способностей. Место знаний и навыков в структуре' способностей. Прогнозирование успеваемости, обучаемости, профессионального развития. Профессиональный тип личности. Творческие способности.

Тема   9.   Изучение   адаптивности,   стрессоустойчивости личности.   Тесты Розенцвейга и Томаса в профотборе.

Адаптация и стресс. Изменение поведения в стрессе. Профессиональный стресс. Тест Розенцвейга в профотборе. Нормы, интерпретация и профессиональная типология. Стрессоустойчивый и стрессогенный типы поведения (Фридман, Розенман). Изучение совместной деятельности людей в ситуациях столкновения интересов. Тест Томаса в профотборе.

Тема 10. Изучение профессиональных установок и мотивации (ориентацнонный тест Басса, метод цветовых метафор Соломина, анкетные методы).

Профессиональная мотивация и установки. Внешняя и внутренняя мотивация, влияние на профессиональное становление личности. Профессиональная самоидентификация. Динамика профессиональной мотивации (эксперимент Массачусетского Государственного Технологического института).

Тема 11. Профориентация школьников.

Профориентация школьников. Анализ результатов комплексной диагностики, определение задатков профессиональных способностей (основной профиль и возможные варианты), составление прогноза обучаемости и профессионального становления, планирование беседы с оптантом, а также с его родителями.

Тема 12. Профотбор и вторичная профориентация (Тест Голомштока).

Профотбор и вторичная профориентация. Профессионально важные качества. Частичная и полная профпригодность. Компенсации. Индивидуальный стиль деятельности. Анализ результатов комплексной диагностики, выявление типа и уровня развития профессиональных способностей, возможностей обучения, смены профессии, составление прогноза профессионального развития и проекта беседы с клиентом.

Вопросы к экзамену

  1. Профессиограмма. Структура.
  2. Методы разработки профессиограммы.
  3. Виды профессиональных отборов.
  4. Основные функции центров занятости.
  5. Профпригодность - частичная и полная. Компенсация.
  6. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
  7. Мотивы выбора профессии, их роль в профессиональном становлении личности.
  8. Методы, используемые в профотборе (общая классификация).
  9. Специфика первичной и вторичной профориентации.
  10. Активные методы в профотборе.
  11. Экспертные методы в профотборе.
  12. Профессиональные способности (структура и уровни развития).
  13. Этапы профессионального самоопределения личности.
  14. Собеседование как метод профотбора.
  15. Потенциал интеллектуального и личностного развития.
  16. Прогнозирование профессиональной обучаемости персонала.
  17. Сущность психологического отбора.
  18. Методы диагностики интеллектуальных характеристик профессиональных особенностей.
  19. Методы диагностики личностных особенностей в целях профотбора.
  20. Методы изучения профессиональных установок и мотивации.
  21. Методы изучения социального интеллекта в целях профотбора.
  22. Методы изучения социальной перцепции и социальных установок в целях профотбора.
  23. Связь   социального   интеллекта   и   социальных   установок   с   коммуникативной успешностью.